Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.09.2020 09:28 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 14.09.2020 г.

В художнике ценится идея

Автор: А. Азизова

В школьном расписании есть такой предмет, который любят ученики всех возрастов. Уроком ИЗО называется. После алгебры, химии, физики, после долгих и утомительных вычислений так и хочется дать волю чувствам, просто хочется рисовать.

Учитель ИЗО онлайн-школы "Дом Знаний" и образовательного центра "Развитие", Почётный работник общего образования РФ Сергей Ивахненко даёт возможность своим ученикам выразить себя через творчество.

Он всегда аккуратно наблюдает за процессом, но никогда не осуждает юных художников за асимметрию линий, за неправильно подобранные краски, за неточность изображения. "В искусстве ценится не то, насколько хорошо, красиво я умею рисовать, а то, как я могу воздействовать на человека. Идея! Техника для меня не столь важна. В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя, и в то же время своеобразно, реально отражают мир. Образное мышление – то, на что я в первую очередь обращаю внимание, знакомясь с работами юных творцов своего мира. Надо помнить: творчество – это процесс, а не конечный результат", – подчёркивает педагог.

Родился и вырос Сергей Николаевич в г. Махачкале, на улице Буйнакской – на одной из первых и главных улиц дореволюционной Махачкалы. Детские годы, наполненные яркими впечатлениями, наш герой сохранил в себе навсегда. Старый порт, корабли, деревянные балки, ныряние с пирсов, причалов, маленькие морские путешествия до Каспийска и обратно за 15 копеек на прогулочном катере "Жемчуг", Дворец детского творчества, секции "самбо" и "фехтование", уроки труда, на которых советские мальчишки с удовольствием сверлили, пилили, выжигали, ну и, конечно, хоккей. "В то время был период хоккея. Суперсерии СССР–Канада смотрели всей страной. Папы, дедушки, бабушки, мамы – все болели за наших. Хоккеисты Третьяк, Харламов, Михайлов, как космонавты, – были настоящими звёздами. Все мальчишки с нашего двора хотели быть похожими на своих кумиров: заливали каток, делали самодельные клюшки и, кто на коньках, а кто так, бегали с шайбой по льду. Как-то нам товарищ привёз из Москвы профессиональные клюшки, но мы их очень берегли, всё пользовались самодельными... В те годы образование было всесторонне развивающим. Сейчас сжато, всё больше "волнами". Религиозная волна, спортивная, а образовательного мало. Бывают вспышки, но это не волна, а вспышка", – признается учитель.

Увлечений было очень много, но больше всего Серёжа любил рисовать море. Всё его многообразие цветов и оттенков, звуков и запахов, весь его изменчивый характер – это нашло свое отражение в работах. Картины вдохновлённый художник дарил учительнице, родным, знакомым.

После окончания школы Сергей решил подать документы на художественно-графический факультет Даггоспедуниверситета. С поступлением с первого раза как-то не сложилось. Молодой человек взял паузу: пошёл в армию, отслужил, а когда вернулся, сразу поступил в институт. Студенческая жизнь оказалась насыщенной. Пленеры с выездом в горы, выставки. Наш герой успевал даже ездить в один из ведущих художественных вузов страны – Московский художественный институт им. В.И. Сурикова: "Я ездил за знаниями, которых мне не доставало. Брал больничный и мчался в Москву к другу, в Академию художеств. Там учились настолько сильные студенты, которые порой не уступали своим преподавателям – мастерам с мировыми именами. По-хорошему они не знали, где вовремя остановиться. Это безумно вдохновляло, заряжало".

Сергей Ивахненко окончил вуз и устроился на работу в школу № 13, и тут накрыла волна перестройки, когда учительской зарплаты мало на что хватало. Пришлось искать дополнительный доход. Так, появилась небольшая, но творческая мастерская, где Сергей Николаевич и ещё несколько его друзей занимались росписью фарфора. Ремесло оказалось очень увлекательным. Обычные фарфоровые тарелки и плитки в руках художников превращались в произведения изумительной красоты. Изделия художников стали пользоваться спросом у представителей интеллектуального труда.Сегодня фарфоровые тарелки довольно частые гости как в аукционных каталогах, так и на различных художественных галереях. Их собирают и в них инвестируют.

В 2000 году Сергей Ивахненко стал первым участником конкурса "Учитель года". Тогда у педагогов было мало практики участия в подобных конкурсах, ещё меньше было информации для подготовки. Учитель смело импровизировал. Свои уроки Сергей Николаевич посвятил изображению сказочной птицы. Дагестанский учитель не забыл и об использовании национальных мотивов. Акварельные краски, зурна, вода – сочетание получилось незаурядным. Дети, родители, педагоги были приятно удивлены, подходили к нашему конкурсанту, восхищались, благодарили.

...Сергей Ивахненко любит путешествовать. Еще в студенческие годы исколесил районы Дагестана. "Особенно впечатлила экспедиция перед Чеченской войной. Мы посвятили её 150-летию со дня окончания Кавказской войны, прошли по всему её маршруту. Там, на Андийских горах, потрясающие просторы. Здесь скрывался во время войны сам Шамиль. До сих пор в памяти картина: я, Ахульго, а сзади меня стоит невидимый человек. Наверное, это был он. Помню женщин-паломниц в чёрных одеждах, которые прошли мимо нас и, напевая что-то на аварском языке, ушли куда-то наверх. Зрелищная картина", – делится воспоминаниями герой.

Задача учителя рисования не состоит в том, чтобы всех сделать художниками. У кого-то есть талант, а у кого-то нет. Задача Сергея Николаевича научить детей видеть красивое в простых вещах, зарядить их прекрасным, и тогда души их станут богаче.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2