Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.06.2017 13:48 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 31.05.2017 г.

Школа народной педагогики

Автор: А.А. Аммаева
старший научный сотрудник сектора культуры и искусства народов Дагестана, ГБУ ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи

Этнопедагогика – эта отрасль педагогической науки, предметом изучения которой является народная педагогика. Эта история и теория народной воспитательной системы. Велика роль и значение народного опыта в творении высокогуманного человека. Тесное сочетание науки и живого опыта воспитания, которое осуществляется в рамках этнопедагогики, многократно повышает действенность и результативность воспитательного процесса.

В этнической системе дагестанских народов особенно велика роль и значение традиций, обычаев и ценностей духовной культуры народа, а также конфессиональных моральных установлений. Традиционная педагогическая культура народа составляет мощный пласт человеческой культуры и знаний. Любой народ сохраняет себя только благодаря собственной этнической системе. Г.Н. Волков на конференции в г. Якутске еще в 1973 году сказал: «Многие народы сумели сохранить национальное самосознание, национальное достоинство и честь. Спасительную, без преувеличения, миссию несли при этом народная педагогика, многовековая традиционная культура воспитания, которая оказалась для всех народов самой жизнедеятельной, самой жизнеспособной педагогической системой» . Так можно сказать о работе некоторых образовательных организаций РД, в частности, о работе ГКОУ «Камышкутанская СОШ» Ахвахского района.
В соответствии с концепцией этнопедагогизации национальной школы, вся система учебно-воспитательной деятельности должна содержать в себе этнокультурный компонент, актуальный для современности, воспитательный потенциал. Именно из данной позиции исходит работа ГКОУ «Камышкутанская СОШ». Камышкутанская СОШ существует с 1952 года. В 2000 году реорганизовали в гимназию с профилем «Этнокультура народов Дагестана». Гимназия 2 раза становилась Школой Года России, а Ш.Х. Алиева – Директором Года России.
Инициатором выбора этнокультурного профиля учебного заведения стала Шамсият Хангереевна Алиева, которая жила интересами школы и подрастающего поколения. Как педагог от Всевышнего она на первое место ставила духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
С 1980 по 2007 гг. директором школы работала ныне покойная Шамсият Алиевна Алиева. С 2007 г. по сей день – Хангерей Алиевич Алиев. В гимназии работают 43 педработника, обучаются в настящее время 230 учащихся. Гимназия является экспериментальной площадкой ГБУ РД НИИП им. А.А. Тахо-Годи. На базе гимназии проводятся опытно-экспериментальные работы, конференции, семинары, "круглые столы", мастер-классы по этнокультурному профилю. Огромное внимание уделяется в гимназии научно-исследовательской работе учащихся. Ни одно республиканское, территориальное, районное мероприятие не обходится без участия Камышкутанской гимназии.
Уроки КТНД и все, что связано с этим предметом, вызывает у детей действительно живой и стабильный интерес. К традициям, культуре своего немногочисленного, но имеющего богатую историю ахвахского народа, они относятся как к святыне. Сознание своей принадлежности к такому самобытному этносу формирует у них чувство национальной гордости и человеческого достоинства.
Педагоги воспитывают у старшеклассников любовь к родной земле, к истории народа. Прививают им интерес к исследовательской работе по этнокультуре и этнопедагогике. Хотя село Камышкутан образовалось от переселенцев, здесь сохранили и глубоко чтят традиции своего народа и родной язык.
В современных условиях нет задачи важней, чем задача формирования духовно-нравственных ценностей. В гимназии огромную работу в научно-исследовательской деятельности ведет ТОКС. Учитель КТНД и завуч М.К. Шамхалов ведет неустанную и кропотливую работу в воспитании подрастающего поколения по горскому этикету, почитая традиции нравственности. Так, поддерживая коллегу в его начинаниях, каждый урок родного языка завуч школы М.Х. Алиева начинает с «Азбуки горского этикета».
Этнокультурная гимназия «Камышкутанская СОШ» является «Павлышской школой Сухомлинского» на дагестанской земле. Краеведами-ТОКСовцами собран уникальный материал по культуре, обычаям, быте и истории народов Дагестана. Ученическое самоуправление, являющееся главным звеном деятельности Камышкутанской гимназии, многократно повышает действенность воспитательного процесса.
Отнюдь не случайно была выбрана этнокультурная гимназия «Камышкутанская СОШ» для проведения Республиканской научно-практической конференции на тему «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения». Здесь учащимися и педагогическим коллективом были созданы условия для организованного проведения пленарного заседания, "круглых столов", фестивалей народов Дагестана. Есть, что показать и чему учить!
Активное участие в работе конференции принял также коллектив этнокультурной гимназии № 35 г. Махачкалы. Данная гимназия является одним из образцовых и лучших гимназий с этнокультурным профилем. Директор гимназии Ч.М. Меджедова, педагоги и учащиеся являются примером для подражания в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Неравнодушная к традициям народной педагогики учитель КТНД и родного языка Гамияхской СОШ П.О. Курбанова вместе с учащимися продемонстрировали, давно забытые нами, ценные фрагменты свадебного обряда. Педагог использует в воспитательной работе материал, собранный во время краеведческой работы и этнографических экспедиций.
Участники конференции – учителя КТНД с Сулейман-Стальского, Магарамкентского, Новолакского, Левашинского районов, методист Управления образования ЦОДОУ Н.С. Мирзабекова, учителя и директора школ ЦОДОУ ЗОЖ пришли к выводу, что сохранение разнообразия культур крайне важно для человечества. Образование, которое способствовало унификации стандартизации культур национальных меньшинств, следовательно, и их исчезновению, должно играть большую роль в их возрождении и развитии поликультурного общества.
Выражаем огромную благодарность директору Х.А. Алиеву, педагогическому коллективу, ученическому коллективу и родителям учащихся Камышкутанской СОШ за оказанную помощь и поддержку в проведении научно-практической конференции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66