Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 14:25 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 02.02.2017 г.

Об уроках истории Дагестана

Автор: М. Газимагомедов
отличник образования РД, учитель истории и истории Дагестана, Ругельдинская СОШ, Шамильский район

Сегодня дагестанская молодёжь через мобильные и интернет-ресурсы чрезмерно увлечена западно-европейскими стандартами с одной стороны и радикализированными псевдоисламскими настроениями с другой, а для многих понятие «родина» стало чисто декларируемым. Поэтому очень важно, чтобы подрастающее поколение получило всеохватывающую информацию о героическом прошлом Дагестана и дагестанцев.

История, как никакая другая наука, призвана воспитать любовь к родной земле, родному краю. В своей сегодняшней статье я хочу рассказать, как это можно сделать на отдельно взятом уроке истории Дагестана по теме «Борьба народов Дагестана против Надир-шаха».
Для того чтобы вызвать глубокие чувства у учащихся, во-первых, желательно перечислить страны, которые пошли на уступки Надир-шаху или были им покорены.
1. Россия уступила территорию, присоединённую Петром І во время Каспийского похода.
2. Турция (Османская империя) потерпела поражение, уступила территории Закавказья и даже потребовала, чтобы Сурхай-хан Казикумухский покорился и уступил Ширван.
3. Были завоёваны Бухара, Хивы, Афганистан, Пакистан, Индия.
Во-вторых, необходимо обозначить силы, которым предстояло противостоять горцам. Русский посол Калушин в мае 1740 г. из Хивы сообщил, что Надир направил сорокатысячное войско в Джаро-Белокан для подавления сопротивления и создания мощного плацдарма для наступления на Дагестан. В апреле 1741 г. русский агент Буйдий доносил из Стамбула, что шах сам выступил в поход во главе 66-тысячного войска, не считая тех, кто участвовал в лезгинской экспедиции. Таким образом, в Дагестане была задействована более чем 100-тысячная армия из разных стран и народов, покорённых шахом.
В третьих, стоит упомянуть титулы и прозвища, которых шах удостаивался: в Европе его называли «Наполеоном Персии», «Вторым Александром Македонским», «Последним Великим завоевателем Азии», в самом Иране «Величайшим шахом Ирана», «Грозой Вселенной».
А теперь самое главное – участие нашего края в разгроме шаха. Мой родной Келеб, территория нынешнего Шамильского района, находится на периферии Дагестана, но принимал активное участие в то судьбоносное время. Тому есть следующие подтверждения:
1. В народной песне «Разгром Надир-шаха» упоминается три общества моего района:
«Зовут на подмогу дагестанцев всех:
Гидатль и Карах, Келеб и Телетль,
Багва-чамалал, Тинди, Антратль».
2. Велика заслуга учёного-арабиста Ибрагим-хаджи аль Уради, написавшего письмо Надир-шаху, предлагая отказаться от ненужного пролития крови мусульман: «Кого нужно, ты уже наказал, – Сурхай-хана пленил, село его сжёг, имущество взял, и вернись обратно». Когда же властитель не внял его совету, учёный обратился к обществам Дагестана, зовя на борьбу с врагом.
3. Один из видных учёных XVIII века Шуайбапанди Багинубский в своей книге «Табакат» пишет, что ученый Хадис Мачадинский вместе со своими мутаалимами поднялся на высокую гору и проводил время в молитвах и просьбах к всевышнему Аллаху помогать горцам в разгроме Надир-шаха.
4. В той же книге отмечается, что этой горой является гора Тлямир моего Келеба. Мутаалимы просили Аллаха в мечети, расположенной у подножья этой горы.
5. Учёный алим Гасан Сомодинский читал стихотворные строки: «Если б не было келебцев и карарал, не было бы разгромлено войско Надира».
6. Одним из предводителей борьбы с Надиром был Пирмагомед-кади, прозванный «Кутузовым» Андаляльской битвы. Он был из селения Согратль из тухума Келдер-келеб, основанного переселившимися жителями из Келеба.
После приведённых примеров и фактов дети не могут оставаться равнодушными к родному краю, сказанное не может не вызвать чувство гордости, любви, патриотизма, и поэтому долг каждого учителя использовать всевозможные факты, предания и даже легенды в целях нравственного, интернационального и патриотического воспитания нашей молодёжи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73