Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

25.02.2016 11:58 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 25.02.2016 г.

Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка

Автор: А.М. Якубова
учитель английского языка, МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», Кизилюртовский район

Источник фото: http://ped-kopilka.ru/

Лихачев писал: «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.

Язык – хранилище культуры, этноса, в нем заключен весь познавательный опыт народа, его морально-этические идеалы. В этом смысле наша республика представляет собой один из ярчайших примеров сохранения национальных языков народов России, со своей самобытной культурой, традициями, обычаями и моралью предков.
Республика также имеет уникальный педагогический опыт духовно-нравственного, эстетического и трудового воспитания детей на иностранном языке в национальных школах, поэтому можно только положительно относиться к воспитанию духовности, именно на уроках английского языка.
Вопросы, обсуждаемые в ходе изучения иностранных языков, очень актуальны. Это проблемы толерантности, современной семьи, окружающей среды, проблемы национальной культуры. Среди методов и приемов, которые используются в процессе нравственного воспитания на уроках английского языка, можно выделить групповую и парную работы. Обсуждение той или иной проблемы проходит в группах и парах, именно в общении с окружающими у детей складываются определенные точки зрения, а решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, сообщается всему классу, класс в свою очередь выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы превратить необходимые требования общества во внутренние качества каждого ученика, такие как: долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм. Уроки дают возможность активного общения: сопереживанию, накоплению опыта нравственных взаимоотношений.
Ролевая игра также является эффективным приемом в духовно-нравственном развитии ребенка. Это тоже форма коллективного общения. В ролевой игре каждый ученик несет личную ответственность за принятое решение, но здесь обычно заранее оговаривается вариант поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя, в некоторых случаях оговаривается только результат общения, тогда как вариант поведения выбирает сам ученик. Конечно, во многом ролевое поведение зависит от языкового материала, но нравственная сторона также оказывает влияние на правильный вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, объясняя их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и, в случае необходимости, провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае в форме назидания и наставления. Лучше всего, если корректировать поведение будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и объясняя свой выбор.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по «Учебно-методическому комплекту» В.П. Кузовлева, дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Происходит своеобразный диалог культур устами школьников: сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и особенное. Конечно, это помогает объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений, экскурсиях по историческим местам, проводить конкурсы английской песни и ставить инсценировки сказок в рамках недели английского языка...
В конце изучения темы «Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?» в 8 классе, учащимся предлагается «пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие». Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!» Работая по теме «Моя семья», учащиеся представляют свою семью, рассказывают об общих увлечениях – одним словом, учатся гордиться своими близкими, изучают свою родословную, а затем предоставляют проекты генеалогических древ. В основной школе внимание делается на поддержание семейных традиций, повседневные заботы семьи, распределение семейных обязанностей, общей заботе о здоровье, добрых взаимоотношениях. При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и России, при этом обращается внимание детей на известных людей нашей республики, также и при изучении таких тем, как: «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование». Здесь имеет место культурологическая сторона обучения, сравнение национальных культур разных народов. Работая по теме «Меняются времена, меняются стили», учащимся предлагается посещение нашего школьного краеведческого музея, о впечатлениях учащиеся делятся на английском языке. При изучении темы «Система социальной защиты» в 11 классе очень важное значение имеют уроки по теме "Как живут пожилые люди?" Ребята собирают информацию о своих бабушках и дедушках: биографические данные, сведения об образовании и профессиях, которыми они занимаются на протяжении всей жизни, рассказы о семье (детях, внуках, правнуках), о поддержке государства в виде пенсий и льгот. Самым важным в этой теме считаю личностный подход – желание подростков навестить своих пожилых родственников и оказать им посильную помощь. Для презентации данной темы учащиеся используют проектную методику.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

165