Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

10.03.2021 16:01 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 27.02.2021 г.

Психологическая безопасность учащихся

Важнейшее условие полноценного развития ребенка – это сохранение и укрепление его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.

С самого первого класса и до последнего звонка специалисты гимназии сопровождают школьников: наблюдают, проводят диагностику, консультируют, просвещают, приобщают к волонтерской деятельности. Работа службы ведется во всех направлениях. На сегодняшний день в социально-психологическую службу гимназии входят: заместитель директора по ВР З.Ш. Курбанова, руководитель МО СПС, педагог-психолог старшего звена У.Р. Гаджиибрагимова, педагог-психолог среднего звена З.М. Магомедова, педагог-психолог начального звена Э.Х. Тушиева, социальный педагог М.Г. Мусаева, учитель-логопед Р.М. Рагимова.

Социально-психологическая поддержка осуществляется в различных направлениях. Работа социально-психологической службы начинается с наблюдений. Психологи и социальный педагог наблюдают за школьниками на уроках и внеурочное время. В течение года наблюдения проводятся также и на открытых мероприятиях (именно здесь дети проявляют своё внутреннее состояние: волнение, тревожность), на переменах (наблюдаем, как дети строят свои взаимоотношения со сверстниками) и во внеурочное время.

Основное направление психологической службы – консультативная работа. Разговор с ребенком по душам на любую тему (низкая самооценка, низкая школьная мотивация, слабая успеваемость, особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте, развитие межличностных отношений в классе) способствуют внутренней разрядке учащегося, его раскрепощению, эмоциональному высвобождению. Зачастую на определённые темы дети не могут раскрыться ни родителям, ни друзьям. И тогда на помощь приходит психолог. Обсуждая проблему вслух, прорабатывая каждый её нюанс, учащимся легче найти выход из запутанной ситуации и найти решение на вопрос, который они задают себе.

Одно из важных направлений профессиональной деятельности психолога и социального педагога – работа с детьми «группы риска». Таких детей называют по-разному: трудные, проблемные, неподдающиеся воспитанию. Эти дети в большей степени нуждаются в помощи. Работа с трудными детьми направлена, с одной стороны, на изменение трудной или социально-опасной жизненной ситуации, в которой подросток оказался, а с другой, – на решение его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей.

Коррекции агрессивного поведения детей проводится через наблюдения, психологические беседы, посещение кабинета психологической разгрузки, проективные методики, коррекционные занятия с элементами тренинга, где решаются такие задачи как: снятия психологического напряжения; формирование моральных представлений, нравственных ценностей; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Кроме того, сотрудники службы изучают семейную обстановку, беседуют с родителями, близкими, исследует социальное окружение подростка. Работа с семьей, подростками ведется планомерно, и в ней участвует весь педагогический состав, родители. Как только причины выявились, составляется план и проводится коррекционная работа, куда входит тестирование, тренинги, ролевые игры, дискуссии.

Тренинги – действенный метод работы с учащимися. «Здоровый образ жизни», «Зависимость», «Командообразование», «Конфликты и как с ними бороться», «Новичок в классе», «Переходный возраст» – участие в тренингах придает школьникам уверенности в себе, в своих силах, и, как результат, они легче преодолевают различные психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта.

В тренинговой форме проводятся и занятия по внеурочной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме. «Познай себя», «Психология общения», «От тернии к звездам» – каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 45 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям учащихся. Психологи работают над повышением самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности.

Параллельно социальный педагог составляет социальный паспорт классов. На основе этих данных социальные педагоги готовят социальный паспорт гимназии, который необходим для получения объективной информации о контингенте обучающихся и и семьях.

Просветительская работа с учителями, родителями, учащимися осуществляется через родительские собрания, которые проходят в форме беседы. Особенно такие собрания актуальны для учащихся среднего и старшего звена, которым предстоят многочисленные экзамены в форме ОГЭ и ЕГЭ. Темы родительских собраний: «Психологические рекомендации родителям в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», «Способы оказания моральной поддержки детям при подготовке к экзаменам», «Психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ», «Стресс и его воздействие на человека», «Роль родителей в подготовке детей к ОГЭ».

Лекции – эффективный метод психологического воздействия, а также просвещения подростков. В своих беседах с учащимся представители СПС гимназии поднимают такие опасные проблемы современного общества, как наркомания, алкоголизм, экстремизм и терроризм, – те самые проблемы, которые подстерегают детей и «идут в наступление» в периоды нестабильного психологического состояния подростка, переходного возраста. Сотрудник СПС службы гимназии знают: важно проблему заранее предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

На всех уровнях работы не обходится без патронажа. Патронаж осуществляет социальный педагог совместно с психологом, инспектором ПДН и классным руководителем.

Огромное внимание уделяется диагностической работе. Диагностическая работа ведётся с целью анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей работы, а также как составляющая индивидуальных программ. В практике СПС используются тестовые работы: диагностика готовности к школьному обучению (Керна-Йерасека), диагностика интеллектуального мышления (Замбицявичене), методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), социометрия для выявления лидеров и аутсайдеров класса, коэффициент сплоченности класса (по Морено), социально-психологический климат классного коллектива, опросник креативности личности «Девиса», анкетирование «Готовность к ЕГЭ», профориентационные диагностики, также практикуются все методики по Резапкиной и используются многие другие методики.

Социально-психологическая служба гимназии растет и развивается в профессиональном плане. Ее сотрудники принимают участие во всероссийских вебинарах, семинарах, форумах, научных конференциях, круглых столах муниципального и регионального уровней.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3