Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.08.2021 20:11 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 20.08.2021 г.

Доклад врио министра образования и науки Республики Дагестан на Республиканском совещании работников учреждений образования

«Приоритетные задачи развития системы образования в Республике Дагестан»

Уважаемый Сергей Алимович!

Добрый день, дорогие коллеги!

Хочу начать свое выступление с поздравления всех участников образовательного процесса с наступающим новым учебным годом и пожелать, чтобы он стал действительно знаковым для всех нас. Наша управленческая команда прилагает и будет прилагать все усилия, чтобы 2021/2022 учебный год стал для всех нас стартовой позицией для качественного продвижения вперед в развитии системы образования в Республике Дагестан.

Наше совещание проходит в необычных условиях не только потому, что мы встречаемся в онлайн-формате, но и потому, что в 2020/2021 учебном году мы пережили беспрецедентно сложный период, в результате чего обрели и продолжаем получать бесценный профессиональный опыт.

Нам пришлось в кратчайшие сроки кардинально изменить свою профессиональную деятельность в условиях жестких и непрогнозируемых вызовов, связанных с распространением короновирусной инфекции.

В этих условиях российская система образования столкнулась с экономическими и социальными вызовами. Общее образование меняет содержание, а дошкольное становится частью начального общего; вводится профессиональный стандарт педагога; создается национальная система учительского роста, регламентирована и систематизирована воспитательная работа на всех уровнях образования. Содержательные перемены повлекли за собой институциональные, управленческие и экономические изменения.

В настоящее время требуется значительно более тонкая настройка реформ, которые должны быть осуществлены уже сейчас, закладывая потенциал развития системы образования до 2030 года.

Основным требованием к реформам должна стать их жизнеспособность, снижение рисков негативных последствий, поскольку изменения в системе образования затрагивают интересы всех слоев нашего общества.

В условиях устоявшейся демографической тенденции республики, связанной с естественным приростом населения, перед нами стоит задача обеспечения доступности дошкольного образования, повышения качества предоставления образовательных услуг в этой сфере, а также скрупулезного подхода к системе воспитания самой младшей категории граждан нашей республики.

Совсем недавно состоялась стратегическая сессия, ее также принято называть «образовательным форсайтом», по разработке концепции развития образования в Республике Дагестан до 2030 года, где мы с участием руководителей Федерального института стратегии развития образования и ведущих региональных экспертов проработали ключевые направления развития образования в республике, с учетом поставленных Президентом Российской Федерации и Главой Республики Дагестан задач.

В этой связи в первую очередь вызывает серьезную озабоченность условия, в которых функционируют наши образовательные организации: высокая степень износа зданий и инфраструктуры, перегруженность, слабое материально-техническое обеспечение. По прежнему актуален вопрос низкого охвата детей дошкольным образованием.

Для решения обозначенных выше проблем в республике реализуются национальные проекты «Образование» и «Демография», государственная программа Республики Дагестан «Развитие образования в Республике Дагестан», а также Республиканская инвестиционная программа.

На реализацию мероприятий в сфере образования только за последние два года привлечено из федерального бюджета более 16,3 млрд рублей, из них 15,6 млрд рублей – на строительство 57 детских садов и 22 школ.

Следует отметить, что в рамках федеральных и республиканских программ до 2023 года на территории республики запланировано строительство 82 школ на 29 438 мест, 84 детских садов на 11 857 мест.

Из них до конца 2021 года планируется ввести в эксплуатацию 44 школы на 17 263 ученических места и 70 детских садов на 10199 мест, в том числе уже 1 сентября текущего года планируется открыть 20 объектов образования, из них 13 детских садов на 1289 мест и 7 школ на 2440 ученических мест.

Кроме того, в июне-июле 2021 года министерством образования и науки Республики Дагестан во взаимодействии с органами местного самоуправления направлены заявки в Минпросвещения России на строительство 24 школ с целью получения субсидии в рамках государственной программы «Развитие образования». Наши заявки уже получили одобрение, и в настоящее время идет процесс заключения соответствующих соглашений.

Строительство новых зданий для дошкольных и общеобразовательных организаций позволит увеличить количество детей, охваченных дошкольным образованием, частично ликвидировать трехсменный режим обучения в общеобразовательных организациях республики, улучшить условия обучения для учащихся из аварийных и с высоким уровнем износа школ.

Следует также отметить, что по состоянию на 1 января 2021 года в Республике Дагестан функционируют 555 школ с 724 зданиями, требующих капитального ремонта.

С целью решения данной проблемы в настоящее время в адрес Министерства просвещения Российской Федерации направлена заявка для участия в отборе на капитальный ремонт в 2022 году зданий 186 школ с прикреплением проектно-сметной документации на общую сумму 3 млрд рублей.

Коллеги!

Вопрос охвата дошкольным образованием детей в настоящее время продолжает оставаться открытым и острым, учитывая его показатель в 26,06 %. Более чем в 600 населенных пунктах республики вообще отсутствуют дошкольные образовательные организации. Более 300 тысяч детей (из них в возрасте от 3 до 7 лет — более 200 тыс.) проживают в этих населенных пунктах и не имеют возможности записаться в очередь.

Для решения вопроса ликвидации очередности необходимо использовать вариативные формы охвата – группы кратковременного пребывания детей и содействие частному сектору в создании условий по расширению охвата дошкольным образованием (дошкольное образование в группах кратковременного пребывания в настоящее время получают 2 651 детей, по состоянию на 20 июля 2021 г. в 63 частных ДОО охвачено образованием 8 354 детей).

Муниципальным образованиям рекомендовано предоставлять услуги дошкольного образования путем открытия консультационных пунктов, групп кратковременного пребывания детей на базе организаций общего и дополнительного образования. В республике создано 456 консультационных центров для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В помощь предпринимателям, желающим открыть частный детсад, на официальном сайте Министерства размещены Методические рекомендации по открытию частной ДОО и проводятся индивидуальные консультации.

Создавая условия для дошкольного образования, нельзя забывать и о качестве воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, и не имея на это достаточного времени, оказываются не вовлеченными в этот процесс.

Положительный результат в воспитательной работе может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.

Для решения этих проблем предлагаем педагогическим коллективам дошкольных образовательных организаций заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Создавая равные условия для всех детей дошкольного возраста, мы обязаны обеспечить плавный и безболезненный их переход в начальную школу.

Все наши усилия должны быть направлены на достижение единственной цели – повышения качества образования, как единого целенаправленного образовательного процесса воспитания и обучения.

Условиями для повышения качества общего образования является повышение профессиональных компетенций педагогических работников, обновление содержания образования, объективное проведение оценочных процедур, методическое сопровождение и совершенствование инфраструктуры образовательных организаций.

В современной российской системе образования основными инструментами оценки качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Государственная итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ).

Самыми массовыми по охвату из всех оценочных процедур являются Всероссийские проверочные работы. Основная их задача на сегодняшний день – обеспечить объективность проведения, как самой процедуры, так и ее результатов. Результаты ВПР при объективном их проведении должны коррелироваться с результатами ГИА.

В этой связи реализуемый в Республике Дагестан проект «500+» очень важен для нас, поскольку предполагает организацию методической и ресурсной поддержки школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР). Таких школ у нас 474.

В рамках реализации проекта осуществляется комплекс мер по оказанию методической поддержки педагогическим и руководящим работникам школ с низкими образовательными результатами.

Реализация проекта позволила нам выявить ряд проблем, существующих в системе общего образования республики:

-некомпетентность назначаемых руководителей образовательных организаций;

- отсутствие навыков инновационной деятельности у педагогов;

- отсутствие должной внутренней системы оценки качества в школе;

- неразвитость системы оценки качества образования на муниципальном уровне;

- низкий уровень технического оснащения школ и как следствие – отсутствие мотивации у обучающихся.

Полагаем, что мероприятия, разработанные нами в рамках «дорожных карт» регионального и муниципального уровней, позволят решать обозначенные проблемы. Призываем муниципальные власти и образовательные организации активно подключиться к этой важной работе по повышению качества образования.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является ключевым инструментом оценки качества образования в образовательных организациях. Мы находимся в постоянном поиске механизмов его совершенствования.

Эпидемиологическая ситуация в стране внесла свои коррективы в организации ГИА в текущем году. В 9-х классах вместо 4-х предметов сдавали 2 предмета (русский язык и математика), а в 11-х классах те ученики, которые не планировали поступать в ВУЗы, сменили форму сдачи ГИА с ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (таким правом воспользовались 2705 учеников 11-х классов).

По итогам ЕГЭ 42 выпускника этого года получили стобалльные результаты, в том числе: 29– по русскому языку, 4 – по литературе, 4 – по обществознанию и 5 – по истории. Кроме того, 2 выпускника прошлых лет тоже получили 100 баллов по русскому языку.

По сравнению с последними двумя годами, по таким позициям, как средний балл, количество участников, не преодолевших минимальный порог, доля высокобалльных работ, по таким предметам, как математика, химия, история, показатели снизились, а по предметам русский язык, литература, информатика, физика, английский язык несколько выросли.

В обеспечении объективности проведения ГИА все еще весомым остается человеческий фактор. В целях нивелирования его влияния на ход проведения экзаменов в текущем году все пункты проведения ЕГЭ были обеспечены обновленными средствами видеонаблюдения, позволяющими одновременно осуществлять офлайн-видеозапись внутри ППЭ в HD-качестве и трансляцию проведения экзаменов на специализированном портале smotriege.ru.

Сегодня у населения республики сложился довольно устойчивый стереотип о том, что на ОГЭ, в отличие, чем на ЕГЭ, допустимы некоторые скрытые нарушения с участием самих организаторов ГИА и ответственных должностных лиц. Мы приняли ряд мер, чтобы пресечь такие нарушения. Так, в текущем году составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, в том числе: 4 – на руководителей ППЭ, 31 – на организаторов, 5 – на технических специалистов, также 5 протоколов составлены и на членов ГЭК. Все они отстранены от участия проведения ГИА, материалы по ним направлены в мировые суды для внесения решения по наложению административного штрафа. Среди муниципалитетов лидерами – нарушителями – в этом плане являются Бежтинский участок (8 протоколов), Цунтинский район (7 протоколов), Ботлихский район (6 протоколов).

По городу Махачкале тоже имеется 7 протоколов. Мы понимаем, что масштаб участия школьников Махачкалы в ГИА не сопоставим с другими муниципалитетами, в то же время здесь мы видим неэффективную разъяснительную работу с выпускниками со стороны образовательных организаций по соблюдению ими процедуры проведения ГИА. Это подтверждается тем фактом, что в текущем году из 57 удаленных с экзаменов по республике за нарушения порядка проведения выпускников 21 чел., т.е. 37%, приходится только по г. Махачкале.

Понимая ситуацию, в целях максимального исключения влияния человеческого фактора на ход проведения экзаменов, мы в наступающем учебном году (думаю руководство республики нас в этом поддержит) планируем оснастить все пункты по проведению ОГЭ камерами видеонаблюдения и развернуть региональную систему общественного наблюдения, также как и на пунктах ЕГЭ. Такими путями мы планируем обеспечивать объективность и справедливость проведения ГИА.

В этой связи я хочу обратиться к главам районов и городов республики, директорам школ и педагогическому сообществу серьезно отнестись к подготовке школьников к ГИА-9 с самого начала учебного года, чтобы к его завершению не столкнуться с неприятностями, связанными с большим количеством неудовлетворительных оценок и недовольством родителей и учеников.

Объективность и справедливость проведения ГИА является для нас приоритетом номер один в мероприятиях по повышению качества образования в республике.

Уважаемые коллеги!

Введением с 1 сентября текущего года ФГОС среднего образования в 11 классах завершается процесс внедрения нового стандарта в систему российского образования. Еще в прошлом году все десятиклассники получили возможность выбрать один из 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. При этом предполагалось изучение 3-4 предметов на углубленном уровне (за исключением универсального профиля). Для решения этой задачи в прошедшем учебном году была начата масштабная работа по выявлению и устранению дефицита педагогических кадров. В прошлом году в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в республике начали функционировать Центр непрерывного повышения профессионального мастерства и Центр оценки качества.

На сегодняшний день нашей первостепенной задачей является перестройка действующей системы повышения квалификации и педагогического мастерства путем модернизации, а в отдельных случаях и замены традиционных форм реализации программ и применяемых технологий повышения квалификации педагогических работников.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей степени мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций. Необходима не только полномасштабная модернизация методической работы, но и ее переориентация на специфику этих запросов.

Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей должна производиться с учетом актуальной ситуации качества образования в Республике Дагестан, а также с учетом анализа диагностики профессиональных дефицитов учителей.

В вопросах развития системы общего образования в современных условиях считаем первостепенным принятие и реализацию комплекса мер, обеспечивающих высокий общественный статус Учителя, в том числе и по повышению уровня материального благосостояния. К этому вопросу надо идти поступательно, начиная с популяризации педагогического образования среди старшеклассников путем создания профильных педагогических классов в образовательных организациях республики. При этом особое внимание необходимо уделить усилению роли педагогических колледжей, Дагестанского государственного педагогического университета, педагогическим направлениям подготовки в других вузах республики в формировании и реализации региональной политики в сфере образования.

Для успешного решения поставленной Президентом страны задачи по вхождению России в десятку стран с лучшей системой образования нам необходимо повысить уровень функциональной грамотности учащихся путем разработки формирующей системы заданий для школьников 5-9 классов в части математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления, а также разработки муниципальных программ по повышению объективности оценочных процедур. Здесь велика роль качества подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Предлагаем активно внедрять в учебный процесс разработанные Федеральным институтом педагогических измерений кодификаторы по учебным дисциплинам в рамках проверочных работ и ГИА.

Обращаем внимание руководителей образовательных организаций на необходимость повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей в рамках усиления мотивации школьников к образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги! Хочу отдельно сказать о развитии инфраструктуры как еще одной составляющей работы по повышению качества общего образования. В зоне особого внимания министерства – реализация 6 региональных проектов («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и «Социальная активность»), в рамках которых будут созданы:

- центр цифровой трансформации;

- центр наставничества;

- центры образования естественно-научного и технологического направленностей «Точка роста», количество которых к концу 2021 года будет составлять 380;

- центры дополнительного образования различных типов, осуществляющих обучение детей по различным направлениям дополнительного образования, от технического до спортивного (в этом году будет переоснащено 607 учреждений);

- центры при двух коррекционных школах, обеспечивающих образовательные потребности детей с ОВЗ, позволяющие успешно адаптироваться данной категории детей во взрослой жизни, обеспечить свою трудовую занятость и доход.

Также создаются условия для занятия физкультурой и спортом в сельской местности, где в 65 школах будут установлены спортивные площадки «воркаут» и футбольные мини-поля и отремонтированы 15 спортивных залов.

Немаловажным аспектом является создание инфраструктурной платформы для реализации всех региональных проектов. Для этого предусмотрен переход на единую федеральную информационно-сервисную платформу, которая позволит консолидировать данные всех существующих региональных профильных систем. В этих целях будут поддержаны 102 пилотные организации для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, что позволит снизить отчетную нагрузку школ, аккумулировать статистические данные, организовать работу с большими данными. К концу 2022 года мы планируем также оснастить еще 145 школ.

На современном этапе развития нашей страны вопрос развития инновационной системы образования занимает одно из центральных мест в структуре национальных интересов. В связи с этим, Министерством осуществляется целенаправленная деятельность по улучшению условий обучения и повышению доступности качественного образования посредством реализации плановых мероприятий в рамках нацпроекта «Образование».

Основной нашей целью является развитие современной материально-технической базы, в особенности в сельской местности.

Уважаемые коллеги!

Усилия по созданию условий для получения качественного образования должны быть направлены и на сохранение здоровья детей. Важнейший вопрос, поставленный перед нами руководством страны, – организация горячего питания детей.

Актуальность указанного вопроса связана с реализацией поручения Президента Российской Федерации об обеспечении бесплатным горячим питанием учащихся 1-4 классов государственных и муниципальных школ с 1 сентября 2020 года, создании необходимой инфраструктуры, оборудовании столовых и буфетов, налаживании системы снабжения школ качественными продуктами в срок до 1 сентября 2023 года.

С 1 сентября 2020 года во всех 1398 школах республики необходимо было организовать сбалансирование бесплатное горячее питание почти на 200 тыс. обучающихся начальных классов.

По состоянию на 1 сентября 2020 г. только в 795 школах имелись условия для организации горячего питания, соответствующие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. В 604 школах, по сведениям Управления Роспотребнадзора по РД, отсутствовали надлежащие условия.

Для обеспечения горячим питанием те школы, которые соответствовали требованиям Роспотрабнадзора, Республике Дагестан было выделено 629,6 млн рублей из федерального бюджета.

В целях обеспечения равных прав обучающихся из республиканского бюджета Республики Дагестан были выделены 346,4 млн рублей на организацию горячего питания для детей, обучающихся в 604 школах, готовность которых к организации горячего питания не была подтверждена Управлением Роспотребнадзора по РД.

Весь прошлый год и начало этого года можно отнести к периоду формирования и налаживания самой системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях республики. Учитывая отсутствие опыта подобной работы, имелись существенные недостатки в ее организации.

Органам власти на всех уровнях, и прежде всего на местном, предстоит решить комплекс задач, направленных на решение проблем по организации горячего питания в школах, требующих инфраструктурных решений и материально-технического оснащения в целях перехода на более высокий уровень обеспечения школьников данной услугой.

С учетом проделанной работы за последнее время, а также результатов мониторинга организации горячего питания нам в первую очередь необходимо:

- решить задачи, направленные на устранение проблем по организации горячего питания в школах, требующих инфраструктурных решений и материально-технического оснащения (строительство пищеблоков, закупка модульных пищеблоков, капитальный ремонт и переоборудование существующих пищеблоков);

- повысить качество поставляемой продукции в тесном взаимодействии с надзорными органами, а также широким привлечением родительской общественности к данной работе;

- использовать новые модели управления в указанной сфере, в том числе автоматизированных информационных систем, что позволит объединить всех участников процесса организации школьного питания и повысит прозрачность использования средств, выделяемых на питание (внедрение АИС «Электронная столовая»);

- прививать культуру правильного питания детям (проведение занятий о пользе правильного питания, информационные плакаты и т.д.).

Реализация вышеуказанных мер позволит значительно улучшить условия организации бесплатного сбалансированного горячего питания для учащихся 1-4 классов.

Уважаемые коллеги! В современной системе образования все больше актуализируется вопрос развития дополнительного образования, особенно в части предоставления возможности для самореализации и развития талантов у учащихся.

Основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей реализуется в рамках национального проекта «Образование». Нам необходимо в этом году увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет на 81173 чел. программами дополнительного образования с обязательной их регистрацией в информационной системе «Навигатор дополнительного образования детей». Президентом страны поставлена задача до конца 2024 года довести этот показатель до 80%, в Республике Дагестан в настоящее время этот показатель составляет 43%.

Только в 27 муниципальных образованиях республики достигнуты требуемые показатели охвата дополнительным образованием.

Самые низкие показатели охвата детей программами дополнительного образования выявлены в следующих районах: Тарумовском (8%), Кизилюртовском (18%), Гумбетовском (24%), Хунзахском (24%), Карабудахкентском (33%), Шамильском (42%), а также в городах Кизляр (38%) и Каспийск (46%).

Складывается впечатление, что некоторые главы муниципалитетов не совсем понимают значимость проекта для развития образования в республике. Нам пришлось приложить огромные усилия по организации лицензирования программам дополнительного образования детей общеобразовательных организаций. До сих пор мы не имеем полного понимания по муниципалитетам о выделенных штатных единицах для педагогов дополнительного образования, хотя, по имеющейся у нас информации, на организацию работ по дополнительному образованию детей в республике выделяется приличная сумма – порядка 3 млрд рублей.

Коллеги, это очень серьезный вопрос, поскольку показатель – «охват детей дополнительным образованием» является одним из показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, т.е. эффективности нашей с вами деятельности.

Вместе с тем хочу поблагодарить руководителя Управления Роспотребнадзора по РД Павлова Н.Н. и в его лице многих сотрудников Федеральной службы за понимание и поддержку в решении такой государственно важной задачи. В отпускной период они находили возможность осуществить свою профессиональную деятельность – проверить объекты образования, которые были представлены на лицензирование, на предмет соответствия их требованиям СанПиН.

В целях развития системы дополнительного образования предлагается:

- в рамках реализации нацпроекта «Образование» обеспечение качественными изменениями для развития региональной системы образования в контексте увеличения охвата детей в системе дополнительного образования по проектам: Центр выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус», «Точка Роста», «Цифровая образовательная среда», «Техническое творчество», «Физическая культура и спорт», ЗФТШ, РЕНШ при содействии МФТИ и Кавказского математического центра;

- создание центров военно-патриотического воспитания «Юнармия» и «Авангард»;

- развитие проекта Дагестанской шахматной школы;

- создание региональных и муниципальных центров детско-юношеского туризма;

- создание театральных кружков и спортивных секций в каждом общеобразовательном учреждении;

- внедрение проекта «Футбол в школе» в общеобразовательные учреждения, создание Школьной футбольной лиги Республики Дагестан (в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития футбола между Российским футбольным союзом, Министерством спорта РФ, Республикой Дагестан и Федерацией футбола Республики Дагестан).

Уважаемые коллеги!

Конечно, распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 внесло коррективы и в деятельность летних оздоровительных лагерей 2021 года.

И, безусловно, очень важно было провести работу по организации обеспечения досуга и занятости детей в каникулярный период времени с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

В 2021 году в летний период всеми формами отдыха и оздоровления были охвачены более 19 тыс. детей (19745) и подростков в 23 загородных оздоровительных учреждениях (10185) и 55 лагерях дневного пребывания (9560) (в 2019 году – более 16 тыс. детей и подростков).

В муниципальных образованиях были организованы «малые» формы организации занятости и досуга детей: реализация программ дополнительного образования (573 организации с охватом 101194 ребенка); онлайн-смены конкурса «Большая перемена» (318 смен с охватом 43866 детей); очная форма (192 досуговые площадки с охватом 10966 детей).

На хорошем уровне проведена работа в городах Махачкала, Дербент, Каспийск и в Кизилюртовском, Магарамкентском, Акушинском, Рутульском районах.

Кроме того, «IT-куб» и детский технопарк «Кванториум» провели в онлайн-формате летнюю образовательную проектную смену программирования для школьников и «Инженерные каникулы» с охватом по 100 детей в смену.

Впервые в республике реализуется федеральный проект по организации образовательных интенсивов летних смен «IT — кампус», победителями которого стали 7 образовательных организаций. Проект позволил 430 ребятам с пользой провести время до следующего учебного года и получить знания и навыки по самым современным направлениям науки и технологий.

Уважаемые участники совещания! Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» система организации воспитательной работы в сфере образования становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.

В республике уже завершается работа по разработке и внедрению рабочих программ воспитания в образовательных организациях.

В настоящее время рабочие программы воспитания разработаны общеобразовательными организациями всех муниципальных образований. Завершается разработка рабочих программ воспитания в дошкольных образовательных организациях и образовательных организациях профессионального образования.

В рамках указанных инициатив с 1 января текущего года стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленного на развитие гармонично развитой и социально ответственной личности. Следует отметить, что охват Российским движением школьников сегодня включает более 150 тысяч учащихся, ряды ЮНАРМИИ увеличились до 19,5 тысяч учащихся. Активно работают члены Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и зародившееся в Дагестане уникальное движение Телевизионных отрядов краеведов-следопытов.

Для оказания методической поддержки педагогам открыты Ресурсный центр Дагестанского регионального отделения Российского движения школьников, 47 муниципальных центров РДШ и 52 зональных центра военно-патриотического воспитания.

Дополняют выстраиваемую систему работы Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе и Региональный учебно-методический центр военно-патриотического воспитания «Авангард» для организации учебных сборов и проведения военно-патриотических смен.

Запланировано создание сети учебно-методических центров «Авангард» в городах Дербент, Каспийск, Хасавюрт на базе подведомственных Министерству колледжей, на базе детского оздоровительно-образовательного лагеря «Каспий», а также строительство Республиканского «Дома Юнармии» в г. Махачкале.

Требуется наладить работу детских и молодежных общественных объединений в Акушинском, Гумбетовском, Курахском, Лакском, Рутульском, Тляратинском, Хивском, Цунтинском, Шамильском районах и Бежтинском участке.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач в системе образования Республики Дагестан.

Сложившаяся система учреждений общего и дополнительного образования детей расширяет образовательное пространство школы и создает возможности для развития талантов.

Важнейшим механизмом выявления талантливых детей в республике является Всероссийская олимпиада школьников, в школьном этапе которой в этом году приняли участие 70 % учащихся 4-11 классов. Призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии стал выпускник МБОУ «Многопрофильный лицей № 39 им. Б. Астемирова» г. Махачкалы Закариев Эльдар Магомедрасулович.

Серьезные достижения наших детей есть и в такой престижной всероссийской научно-социальной программе, как «Шаг в будущее» (6 победителей, 2 призера), во всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» (1 призер), всероссийском конкурсе детских инженерных команд «Кванториада» (г. Москва) (5 участников – 3 место), всероссийских олимпиадах «Покори Воробьевы горы!» (1 победитель), «Шустрик» (1 победитель, «Россети» (1 победитель), в Кавказской математической олимпиаде (5 призеров).

В прошлом году Республика Дагестан оказалась в числе регионов-лидеров (Москва, Республика Дагестан, Ставропольский и Краснодарский края, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Свердловская и Тюменская области) по участию во Всероссийском конкурсе для школьников «Большая перемена». В связи с этим Дагестан был выбран площадкой для проведения полуфинала конкурса, по итогам которого 3 школьника стали победителями и 1 призером финала.

С целью создания инфраструктуры для реализации интенсивных профильных образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи в 2022 г. на базе ГБОУ РД «Солнечный берег» запланировано создание и оснащение Центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», который начнет образовательные смены для одаренных детей по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт» с 1 сентября 2022 года. Необходимо создавать партнерскую сеть из промышленных, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности. Такая система должна охватить всю территорию республики, через интеграцию возможностей таких площадок как Центр выявления и поддержки одаренных детей «Солнечный берег», Республиканский центр выявления и поддержки таланта обучающихся, «Кванториум», «IT-куб», Центров поддержки и развития одаренных детей ДГУ и ДГТУ, в которых талантливые школьники получат возможность развивать свои способности в соответствии со своими интересами и физическими возможностями.

Уважаемые участники совещания!

Главной целью развития профессионального образования в республике является обеспечение доступности качественных образовательных услуг, соответствующих запросам социально-экономического развития республики.

Сегодня в республике функционирует комплексная система подготовки кадров, включающая широкую сеть профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования.

Задача кадрового обеспечения экономики региона требует формирования системы профессионального образования, отвечающей потребностям регионального рынка труда, что предполагает управленческое воздействие на два аспекта баланса кадрового спроса и предложения — количественное соответствие объемов подготовки в региональной системе профессионального образования перспективам развития экономики (в профессионально-отраслевом разрезе) и качественное соответствие образовательных результатов актуальным и прогнозируемым требованиям рабочих мест предприятий (организаций) республики.

Для развития кадрового потенциала Республики Дагестан и улучшения инвестиционной привлекательности ее экономики Министерство планомерно увеличивает долю выпускников колледжей по направлениям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Электроника, радиотехника и системы связи», «Электро- и теплоэнергетика», «Машиностроение», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Техника и технологии наземного транспорта», «Технологии легкой промышленности», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки». Доля КЦП в области технологий и технических наук составила 61%, в области педагогики –14%.

Отсутствие координирования системы профессионального образования в соответствии с потребностями экономики в кадрах приводит к перепроизводству выпускников по одним специальностям и дефициту по другим. В то время как успешность социально-экономического развития регионов РФ во многом зависит от создания эффективной системы занятости населения, необходимость достижения баланса между количеством выпускаемых специалистов, уровнем их подготовки и возможностями трудоустройства обусловливает важность создания системы прогнозирования потребностей в кадрах по отраслям и квалификационным профилям специалистов. В этих условиях необходим ежегодный прогноз кадровых потребностей экономики Республики Дагестан с учетом стратегических направлений социально-экономического развития региона на хорошо проработанной методической основе. Данный прогноз будет выступать инструментом предупреждения и снижения интенсивности негативных тенденций, вызванных дисбалансом спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда, повышением эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, а также способствовать повышению эффективности управления в сфере экономики, труда и занятости, системы профессионального образования регионов, в том числе и Дагестана.

Для повышения качества профессионального образования и трудоустройства выпускников требуется дальнейшая работа по модернизации системы СПО.

Обеспечение должного уровня качества профессиональной подготовки требует от образовательных организаций поиска моделей взаимовыгодной кооперации с предприятиями. Однако задача организации системного взаимодействия организаций СПО с предприятиями так и не была решена. Финансовые вложения работодателей в систему СПО остаются незначительными и не оказывают решающего влияния на состояние материальной базы и изменение качества подготовки в профессиональных образовательных организациях. Указанные факты говорят о необходимости дополнительных законодательных и организационно-управленческих решений, направленных на формирование эффективных моделей финансирования системы среднего профессионального образования в республике.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности выпускников колледжей является внедрение демонстрационного экзамена на основе требований международных стандартов. В 2021 году демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования охватил 33 организации, 2356 студентов и выпускников. Для сравнения в 2020 году в рамках ГИА демоэкзамен сдали 222 выпускника колледжей по республике.

Модернизация профессионального образования проводится также в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». В 2020 году в ГБПОУ РД «Технический колледж им. А.Р. Ашуралиева» открыт Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Дагестан, который призван стать интегратором и оператором ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех категорий граждан. Также в 2021 г. планируется создание и оснащение современным оборудованием 8 мастерских по направлениям «Обслуживание транспорта, и логистика» и «Промышленные и инженерные технологии».

Работа Министерства в данном направлении продолжается. В настоящее время Министерством просвещения РФ поддержана конкурсная заявка Республики Дагестан на создание 15 мастерских в колледжах республики на сумму 202 млн руб.

Наблюдается позитивная динамика развертывания чемпионатного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Республике Дагестан. Если в 2020 году V Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) охватил 50 компетенций, то VI Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia в 2021 году прошёл по 63 компетенциям. На 23 площадках образовательных организаций в 6 городах республики (г. Махачкала, г. Каспийск, г. Буйнакск, г. Хасавюрт, г. Кизляр и г. Дербент) приняли участие 357 конкурсантов, из которых 222 – в основной возрастной группе (16-22 лет), 110 – в юниорской (12-16 лет), 25 – в категории «Навыки мудрых» (50 лет и старше). Во внеконкурсной программе Чемпионата приняли участие 41 представитель из 5 субъектов Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! Несколько слов хочу сказать и о высшей школе. Новая команда министерства движима идеей создания единой целостной системы образования в республике, построенной на выстраивании тесных коммуникативных связей по всем этапам образования «дошкольное – общее – среднее профессиональное – высшее». От качества образования на каждом уровне будет зависеть качество последующего уровня, а также качество жизни и уровень социально-экономического развития в регионе.

Мы настроены на выстраивание отношений с вузами республики для последующей концентрации их научного и ресурсного потенциала в решении актуальных вопросов экономики региона и социальной сферы.

В этой связи в целях последовательной и целенаправленной подготовки кадрового потенциала региона предлагаем вузам республики, как я выше в своем докладе говорил о создании профильных педагогических классов в общеобразовательных организациях, создавать аналогичные классы по всем направлениям, по которым специализируются вузы республики. Для нас, для министерства образования и науки Республики Дагестан, в условиях острого дефицита качественных педагогических кадров важна популяризация именно педагогического образования. Думаю, не менее ценными для экономики республики будут специалисты технической и естественно-научной направленности. В связи с чем мы приглашаем все вузы республики принимать активное участие в реализации проекта «Билет в будущее», который предоставляет возможность школьникам попробовать себя в различных профессиональных компетенциях, чтобы они могли осознанно, основываясь на собственном опыте, подойти к выбору своей будущей профессии.

Также мы приглашаем вузы республики к сотрудничеству в сфере дополнительного образования детей. Имея лицензию в этом направлении деятельности, для них открываются двери для реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Министерство готово к сотрудничеству, и, полагаю, в ближайшее время совместно с Советом ректоров вузов республики приступим к разработке и реализации Концепции развития образования в Республике Дагестан.

Уважаемые коллеги! Озвученные в моем докладе задачи – это актуальные и важные задачи для системы образования республики, направленные на формирование личностных компетенций дагестанской молодежи, способы реализации которых нам необходимо найти в следующем учебным году, чтобы в плановом порядке достигнуть намеченных результатов. Вместе с тем жизнь нам показала, что по независящим от нас обстоятельствам наши планы могут меняться. Смею надеяться, что в такой ситуации мы сможем проявить свою компетентность, учесть ошибки предыдущего опыта и найти правильные и своевременные управленческие решения.

В завершении своего выступления я хочу поблагодарить всех за внимание, пожелать всем нам здоровья и успеха, чтобы никакая пандемия не смогла нас с вами отвлечь от качественного исполнения наших профессиональных обязанностей!

20 августа 2021 года
г. Махачкала

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3