Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.08.2021 20:44 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 20.08.2021 г.

Я. Бучаев: «Общими усилиями мы добьемся успеха!»

Интервью с ВРИО министра образования и науки РД Я.Г. Бучаевым

- Яхья Гамидович, прошло более 4 месяцев после Вашего назначения. Что сделано за это время? Какие федеральные и региональные проекты реализуются в сфере образования республики?

- Все это время мы, естественно, продолжали работу по развитию системы образования республики. К сожалению, не до конца была решена проблема по реализации национальных проектов, вследствие чего министерство, и в целом республика, получили замечание от федеральных органов исполнительной власти. Эта работа нами была систематизирована, хотя и в поздние сроки.

Данные обязательства мы выполнили, в срок до 10 июня объявили все конкурсные процедуры по национальным проектам. Крайние сроки были установлены до конца апреля. К сожалению, ранее эти процедуры объявлены не были. Мы были одним из самых отстающих регионов в стране по объявлению конкурсных процедур. Эту ситуацию выпрямили, но в результате и остальные мероприятия, скажем так, сдвинулись по срокам.

Сейчас очень напряженный период, когда мы просим наших поставщиков, чтобы они оперативно, вовремя поставили оборудование. Подчеркну, что речь идет о поставке оборудования для очень амбициозного проекта по созданию дополнительных мест в системе допобразования. С 1 сентября планируется открыть более 76,5 тысяч новых мест для дополнительного образования детей на базе 607 образовательных организаций. Будут открыты и оснащены кружки и секции по 6 направлениям.

- В сроки укладываемся?

- Я думаю, что уложимся, хотя по ряду позиций есть некоторые сдвиги. Сейчас идет очень активная работа. К сожалению, получилось так, что в момент заявки порядка 440 образовательных организаций не имели лицензии на дополнительное образование детей. Нам пришлось в ускоренном темпе проводить работу по лицензированию этих объектов. На сегодняшний день у нас из 440 объектов около 380 готовы для получения лицензии. По другим образовательным организациям также есть предпосылки, что в ближайшее время документы на лицензирование будут поданы.

Министерством разработана и утверждена дорожная карта, которая согласована со всеми органами исполнительной власти. Организовано координационное межведомственное совещание с привлечением органов местного самоуправления, где все эти позиции не раз были обговорены. В результате мы имеем хорошую динамику, которая позволяет надеяться на то, что с первого сентября заявленная нами система дополнительного образования детей будет запущена. Еще раз повторюсь, что это 76,5 тысяч новых мест.

Все это делается для выполнения целей, указанных в национальном проекте «Образование», федеральном проекте «Успех каждого ребенка» — к концу 2024 года охватить дополнительным образованием не менее 80% детей.

Также у нас проводится ряд мероприятий по оснащению «Точек роста» в рамках проекта «Современная школа». С 1 сентября на базе 170 образовательных организаций будут открыты «Точки роста». В этом году, в отличие от прошлых лет, они имеют химико-биологическую направленность.

Всего в этом году в рамках нацпроекта «Образование» министерством, совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти, реализуются мероприятия на общую сумму более 7,5 млрд рублей.

Задач перед нами много. За эти 4,5 месяца, что мы сопровождали уже упомянутые мероприятия по реализации нацпроекта «Образование» и проекта «Современная школа», также работали по участию в конкурсе по созданию новых мест в системе общего образования в связи с демографическим ростом.

В результате двух этапов конкурса, на сегодняшний день министерством поданы документы и уже выиграны заявки на строительство 24-х общеобразовательных организаций общей мощностью около 8000 ученических мест. Они будут строиться с 2021 по 2023 годы.

Продолжается сбор документов, оформление заявки для участия в республике в конкурсном отборе 2-й очереди 2-го этапа. Если правительство республики окажет поддержку в плане софинансирования выделяемых федеральным центром средств, мы намереваемся принять участие в конкурсе. В случае успеха это позволит охватить еще порядка 40 организаций.

Нами также была подана заявка для участия в конкурсе «Молодые профессионалы», республика выиграла более 202 млн рублей для оснащения мастерских организаций СПО с 2022 по 2024 годы. Каждый год мы будем оснащать по 15 мастерских.

В рамках нацпроекта «Образование» мы строим и оснащаем образовательные организации, строим мастерские для учреждений СПО. В рамках нацпроекта «Демография» строим ясли и детские сады для обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования, которую мы должны достичь до конца 2023 года. К сожалению, по охвату детей дошкольными организациями республика очень сильно отстает. Это связано и с демографическим ростом, и с той ситуацией, которую мы имеем на сегодняшний день.

Для наших детей крайне важно полноценное дошкольное образование, чтобы они могли получить должный уровень подготовки и перейти в начальную школу. Поэтому, помимо федеральных проектов, совместно с муниципалитетами мы ищем пути решения этой проблемы, чтобы как можно больше детей было охвачено дошкольным образованием.

- А как продвигается реализация проекта «100 школ»?

- «100 школ» — это немного модернизированный проект местных инициатив, участниками которого изначально выступили местное сообщество и меценаты. Впоследствии проект был поддержан на республиканском уровне. В рамках проекта отремонтировано достаточно большое количество образовательных организаций. Следует учитывать, что суммы тоже были не очень большие, поэтому и ремонты производились в меру возможностей.

Спасибо всем, кто подключился к проекту: представителям бизнес-сообщества, меценатам, родителям школьников, всем тем, кто принимал активное участие в проекте, чтобы поддержать материально-техническую базу организаций.

Говоря о ремонте школ, нельзя не отметить инициативу президента Путина, который 5 июля этого года анонсировал проект капитального ремонта общеобразовательных организаций. Проект позволит нам существенно решить проблему капитального ремонта, в котором остро нуждаются 505 общеобразовательных организаций Дагестана.

Мы знаем, в каком плачевном состоянии находятся наши школы, не только сельские, но и многие городские. Делается все возможное для того, чтобы создать для наших детей комфортную образовательную среду.

Для этого активно реализуется и федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого 102 образовательные организации республики оснащены соответствующей инфраструктурой. В 2022-2023 годах планируется оснащение еще порядка 215 общеобразовательных организаций.

Несомненно, здесь не обойтись без серьезной материально-технической базы. В этом плане, в рамках президентской программы капитального ремонта республика заявила уже 186 объектов с проектно-сметной документацией, загрузила их в систему для участия в конкурсном отборе на 2022 год. Будем надеяться, что федеральное министерство поддержит наши заявки, и республика в 2022 году по максимуму сможет их отработать и провести капитальный ремонт зданий. Остальные должны будут подать заявки чуть позже, для участия в программе капитального ремонта на 2023-2024 годы.

- Как в этом году прошла кампания государственной итоговой аттестации?

- Следует отметить, что в части ГИА-9 все прошло, к сожалению, не очень хорошо. Были злоупотребления, необъективность. Считаю, что общественности следует обратить внимание на эти факты. Разумеется, родители этим не возмущаются, так как они довольны таким положением дел, когда экзамен, хоть и необъективно, но оценивается в пользу ребенка.

Конечно, мы с этой ситуацией будем бороться. Представьте, каково тем нашим ученикам, которые занимались, готовились, получили заслуженные оценки без посторонней помощи и почувствовали необъективность, когда, к примеру, их соседи по парте, которые даже книгу в руки не брали, получили такие же баллы или даже выше благодаря стараниям родителей или некоторых педагогов, если их можно назвать педагогами. Это несправедливо, и с несправедливостью надо бороться. Экзамен должен быть честным, показывать то, на что действительно способен ребенок. Какие бы негативные результаты не появились, мы должны получить объективный срез, мобилизовать усилия, чтобы в дальнейшем повышать эти результаты.

Что касается итоговой аттестация 11-х классов. то в целом она прошла неплохо. Хотя и здесь были отдельные факты злоупотреблений со стороны организаторов, самих учеников.

Я хотел бы призвать учащихся, которым предстоит итоговая аттестация. Не идите по этому пути. У вас впереди есть время, есть возможности, не обязательно финансовые. Есть много электронных ресурсов, которые позволяют подготовиться к экзаменам. Это багаж знаний, который вы приобретете на всю жизнь, и с вашей головы эти знания никто не заберет. Материальные ценности человек может потерять, а знания всегда будут при нем и пригодятся в любой жизненной ситуации.

- Вы много ездите по республике, побывали в отдаленных школах, проверили их состояние. Какие выводы сделали для себя по итогам этих поездок?

- Состояние многих наших школ, особенно материально-технической базы, удручающее. Удивительно, как в таких условиях наши школьники, выпускники, если брать количество стобалльников, победителей олимпиад, добиваются таких высоких результатов. Наши дети просто молодцы! Спасибо и педагогам, которые готовят таких детей.

Требования при проведении итоговой аттестации ко всем выпускникам у нас единые по всей стране. Нет никаких снижающих коэффицентов для проведения итоговой аттестации для выпускников в тех школах, где ненадлежащие материально-техническое состояние, например, состояние лабораторной базы, средств обучения и тому подобное. Если взять, к примеру, отдаленные школы республики, Цунтинский, Цумадинский районы, Бежтинский участок, то их материально-техническое состояние не идет ни в какое сравнение со школами Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Татарстана, других развитых в экономическом, социальном плане субъектов России.

Когда наши дети, наша молодежь, наши педагоги умудряются в таких условиях получать высокие результаты, это дорогого стоит. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить таких учителей за ратный труд, за то, что, несмотря на низкую зарплату, на условия, в которых им приходится работать, они являются настоящими педагогами, любят детей, посвящают себя благородному делу просвещения.

При этом хотел бы заметить, что в тех образовательных организациях, где директор, педагогический коллектив болеют душой за свою школу, за детей, школа содержится в довольно приличном, надлежащем состоянии, и результаты обучения неплохие, несмотря на то, что здание школы старое, нетиповое, построенное еще в 40-50 годах прошлого века. Это тоже немалая заслуга коллектива такой школы.

- Какая работа ведется со школами, у которых пока низкие результаты качества образования?

- В этом году мы активно подключились к федеральному проекту «500+», направленному как раз таки на повышение качества обучения в школах с низкими образовательными результатами. Есть специально разработанная методика, по которой эта работа ведется. Я не очень был доволен тем, как эта работа велась раньше.

Мы с коллегами проанализировали ситуацию, и с 1 сентября будем кардинально менять подходы. Я прошу все муниципальные образования, которые участвуют в этом проекте, активно включаться, взаимодействовать. Понятно, что это потребует дополнительных затрат.

Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы поднять образовательные результаты и дать нашим детям приемлемое качество образования.

- В некоторых регионах система образования выстроена по вертикальному принципу. Возможно ли это у нас?

- Этот вопрос на сегодняшний день требует всестороннего обсуждения. Такая вертикальная система пока реализована в Москве и еще в двух регионах.

Я уже заявлял, что мы этот организационный механизм будем прорабатывать и иметь его в виду для тех муниципалитетов, которые будут показывать свою крайнюю неэффективность в части повышения качества образования.

В таком случае мы примем жесткие меры, переведем эти школы на региональное подчинение. Содержательная, учебная часть, педагогический коллектив, руководство общеобразовательной организацией перейдут в зону ответственности регионального министерства.

А за за муниципалитетами останется только содержание зданий и территорий общеобразовательных организаций.

- Лицо школы определяет учитель. Многое зависит от квалификации педагога. Можете охарактеризовать кадровый потенциал педагогического сообщества республики?

- В общем плане, конечно, тяжело охарактеризовать всю педагогическую общественность, она у нас разная. Что касается кадрового потенциала, отмечу, что у нас более 40 тысяч педагогов, среди которых много учителей среднего возраста. Хотелось бы, чтобы в школу пришло больше молодых педагогов, талантливых, мотивированных на работу, которые бы ближе чувствовали современных школьников. Тем не менее, опыт старшего поколения для нас тоже крайне важен. Директору школы при подборе кадров нужно учитывать разумное сочетание педагогов с уникальным жизненным опытом и компетенциями и молодежи, которая бы внесла свежую струю в образовательный процесс.

Говоря о кадровой составляющей, хотел бы отметить, что мы хотим усилить роль и содержание педагогического образования в наших колледжах. Для этого промышленно-экономический колледж в Махачкале по решению Правительства Республики Дагестан будет перепрофилирован в педагогический. Это решение принято в связи с тем, что в таком большом городе как Махачкала нет учреждения СПО, которое готовило бы педагогов дошкольного, начального звена.

Министерством просвещения РФ поставлена задача с сентября открывать в школах профильные классы в целях популяризации профессии педагога. Это очень хорошее решение. Нами разработан план по взаимодействию с Дагестанским педагогическим университетом. У нас получится такая цепочка взаимодействия между нашими педагогическими классами, педагогическими колледжами и педагогическим вузом.

В перспективе мы сможем начать генерацию грамотных, компетентных, профессионально подготовленных педагогических кадров для системы образования республики.

- Проект «Земский учитель» помогает пополнить ряды молодых педагогов?

- Разумеется, молодые педагоги участвуют в проекте «Земский учитель», который в нашей республике пользуется достаточной популярностью.

В этом году по проекту трудоустроились 74 педагога. Программа серьезно помогает ликвидировать дефицит педагогических кадров в школах, особенно в отдаленных районах.

- Несколько слов о проведении аттестации педагогов.

- Мы крайне недовольны текущей ситуацией с аттестацией педагогов. Без участия самого педагога сдавался некий комплект документов, так называемое портфолио. Многие участники аттестации злоупотребляли этим. Нам пришлось пока приостановить процесс аттестации.

Разработан новый порядок. Портфолио будет сдаваться в электронном виде. На все заявленные достижения педагогов будут востребованы ссылки на те ресурсы, откуда получены эти результаты, чтобы их нельзя было нарисовать в фотошопе. В новом порядке аттестации обязательно будет блок тестирования педагогов. Для внедрения всего этого сейчас разрабатывается электронный ресурс. Уверен, что в этом плане мы тоже наведем порядок.

- Учителя родных языков жалуются, что не хватает учебников, методических пособий по родным языкам. Что делается в этом плане?

- Тема родных языков не новая для нас, она давно обсуждается. Преподавание родных языков поддерживается и на региональном и на федеральном уровне. У нас есть Дагестанский научно-исследовательский институте педагогики, который занимается вопросами этнокультурного компонента в образовательных организациях. По ряду предметов ведущими авторами института разработаны учебники и учебные пособия.

В этом году мы приобретаем учебники по родным языкам для 5 класса, выпущенные издательством «Просвещение». Для этого выделено 20 миллионов рублей, подписан контракт с издательством. По некоторым учебникам до сих пор продолжается работа с авторами, идет согласование, подписание договоров.

- Как отец 4-х детей, что бы Вы пожелали детям и родителям накануне нового учебного года?

- Желаю детям найти себя в этой жизни, правильно выбрать жизненные ориентиры, правильно определиться, понять, к чему надо усиленно готовиться. Желаю учиться с увлечением, пройти этот тернистый путь до конца, не потерять мотивацию, стремление к знаниям, успешно подготовиться к предстоящему жизненному этапу.

Родителям, педагогам хотел бы пожелать, прежде всего, терпения. В деле воспитания и обучения детей это очень важно. Родители играют существенную роль в системе воспитания и образования. Полноценное обучение детей без родительского сопровождения невозможно. Только общими усилиями мы добьемся успеха!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26