Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

11.03.2020 09:55 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 11.03.2020 г.

Деликатные формы воспитательной работы

Автор: А. Курбанова

При воспитании детей в любом возрасте родитель обязан придерживаться основных направлений педагогики:

• воспитывать ненавязчиво,

• воспитывать так, чтобы ребёнку было приятно воспринять развивающий его процесс,

• воспитывать последовательно и серьезно,

• воспитывать доступными методами,

• воспитывать так, чтобы дети осознавали необходимость самовоспитания и саморазвития,

• воспитывать в соответствии с природой детей.

Все воспитание должно быть построено на приобщении детей к активному процессу получения знаний о себе и об окружающей среде, к активному оперированию такими действиями, как сравнение, классификация, анализ, которые способствуют воспитательному процессу.

Основные формы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя (родителя) и воспитанника (ребёнка), направленные на решение задач самовоспитания и саморазвития подрастающего человека.

Первостепенными задачами воспитания являются: 1) приобретение им знаний и навыков самовоспитания и саморазвития; 2) ознакомление ребёнка с навыками для самоанализа; 3) их теоретическое и практическое закрепление; 4) их последующее применение в жизни.

Для решения поставленных перед родителями воспитательных задач необходимо и понимание цели. А главной целью воспитателя является развитие морально устойчивой личности. Личности, которая беспокоится об интересах окружающих людей, друзей, близких родственников, и ведет себя так, чтобы окружающим людям было легко и приятно с ним общаться и работать. Жить и вести себя так, чтобы его повседневная деятельность приносила радость и самой воспитывающейся личности, и людям, окружающим его. Личность, которая ценит интересы, склонности, способности окружающих людей, не будет выпячивать своё «Я», а будет думать: «А какими глазами посмотрят на меня окружающие люди?»

Современные воспитательные требования направлены на то, чтобы развить в детях патриотические, альтруистические, толерантные установки. А добиться этого можно, опираясь на общечеловеческие духовные и этические ценности, поддерживая связь с передовой педагогической мыслью через книги, СМИ, через сеть интернет.

От того, любят дети своего наставника или нет, является он для них идеалом, во многом зависит успех воспитательной работы. Ему, наставнику, необходимо находить время и желание выслушать детей и помочь ему разобраться в запутанных жизненных обстоятельствах.

Обычно воспитанник подражает своему наставнику, пародирует его тон, поведение. Чтобы он по какой-либо причине не потерял интерес к личности наставника, взрослому необходимо оставаться для него добрым старшим другом.

Считается, что в воспитательном деле взаимопонимание наставника и воспитанника – непременное условие для воспитательного процесса. При взаимном понимании воспитанник преображается, чувствует уверенность в своих силах, а воспитатель чувствует свою ответственность за будущее воспитанника.

Говорят, «Того, кто накормил голодного хлебом, благодарят однажды, а того, кто научил добывать его – тысячу раз». Поэтому существенной задачей наставника является обучение воспитанника добывать хлеб насущный без вреда и ущерба для окружающих людей и государства.

Опытные наставники интуитивно чувствуют сильные и слабые стороны своих воспитанников, стараются помочь им и советом, и материальной поддержкой, чтобы дети нашли свой путь в жизни, чтобы они были счастливы.

В. Тендряков писал: «Нередко можно услышать беспечное: зачем, собственно, учить жизни, она, жизнь, сама здорово учит. Учит – да! Но чему? Она может научить не только стойкости и благородству, но и отвечать на жестокость жестокостью, на оскорбление оскорблением, на подлость подлостью. Жизнь – стихия, и крайне неразумно надеяться, что слепая стихия способна подменить собой педагога». Признавая слова В. Тендрякова, можно прийти к выводу: основной целью современного наставника является воспитание в ребёнке стойкости и благородства на правовой основе. При столкновениях с жестокостью наставнику необходимо учить воспитанника управлять эмоциями, вырабатывать силу воли и разъяснять ему азы закона и руководствоваться ими в жизни.

Допустить, чтобы воспитанник отвечал на оскорбление оскорблением, нельзя, так как оскорбление – это грубость, вспыльчивость, горячность. Горячность нередко способна наломать дров, последствия которых могут оказаться непоправимыми. Оскорбить грубияна – дело простое. Но горячность в минуты стресса может исходить не только и со стороны недруга, но и вспыльчивого друга, и уставшего родителя, не разобравшегося в ситуации знакомого. Ответив на горячность оскорблением, можно нажить вражду и ненависть недруга, обиду от близких людей. А это ни к чему хорошему не приводит. В таких ситуациях воспитатель обязан учить воспитанника искать пути для того, чтобы он находил безболезненный выход из сложившихся обстоятельств, искать средства и методы для деликатного выхода из ситуации, быть благодушнее.

Французский писатель Оноре де Бальзак писал: «Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность». А деликатность помогает растить не только эрудированного дитя, но и гуманную личность, тонко чувствующую чужую боль.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0