Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.09.2021 21:36 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 28.09.2021 г.

О проблемах качества преподавания биологии

Автор: З.В. Борзова
и.о. завкафедрой естественнонаучного образования, к.б.н., доцент, М.Г. Гайдарова, методист кафедры ЕНО, ДИРО

1. Нами проведено исследование мотивационной сферы учителей биологии и химии в рамках курсов повышения квалификации на базе ДИРО, которое позволило выявить особенности и уровень мотивации к профессиональному росту. Исследование проводилось в 2018/19 учебном году. Так, 80 % учителей биологии и 100 % учителей химии ориентированы на успех и готовы к адекватному решению профессиональных задач, направленных на положительный результат и дающих возможность профессионального роста. Те же респонденты продемонстрировали и мотивацию избегания неудач в тех же высоких процентах. Такие результаты позволяют сделать вывод, что, с одной стороны, у педагогов есть стремление проявить себя, а с другой, – нет веры в свои силы, что говорит о недостаточной развитости у них коммуникативных компетенций.

Для выявления индивидуальных мотивов к профессиональному росту педагогам было предложено записать свои 10 мотивов. Все 10 мотивов смогли указать только 7 % учителей. Вновь наблюдается несоответствие между желанием профессионально расти и знанием, как это можно сделать... Результаты показывают, что учителя выделяют мотивы, связанные с внешними стимулами профессиональной деятельности, два внутренних стимула оказались на последнем месте. Тем не менее указанные мотивы могут служить основой для формирования мотивации к профессиональному росту. Для определения факторов, влияющих на преобладание внешних мотивов, учителям было предложено ранжировать факторы по их значимости – препятствующие и стимулирующие.

2. Динамика результатов ЕГЭ по биологии за 2018–2020 гг. показывает следующее. Не преодолели минимального балла в 2018 г. – 30.37 %, в 2019 г. – 27.12 %, в 2020 г. – 29.36 %. Средний балл за З года повысился на 2 %. Улучшились показатели по ЕГЭ в школах Тляратинского, Рутульского, С.-Стальского, Агульского районов, но по-прежнему в аутсайдерах школы Цунтинского, Чародинского, Хасавюртовского районов... Как будто показатели неплохие, но почему 16 % не справляются с заданиями в 6–7 классах? И почему средний балл по ЕГЭ – 46,7, что значительно ниже среднего по РФ (51,5)? То, что средний балл ЕГЭ имеет тенденцию к повышению, заслуга, нам кажется, не школ, а результат ухода значительного количества слабых учащихся в колледжи. Хотелось бы отметить, что существует такой термин как обучаемость, о котором у нас не принято говорить в связи с закрытием коррекционных классов. Тем не менее, около 4 % детей входит в категорию необучаемых. Кроме этих 4%, есть категория детей с задержкой развития, но у нас эти показатели не анализируются и к ЕГЭ допускаются все желающие. Может быть, нужно ввести понятие «допуска» к экзамену. Кроме того, необходима профориентационная работа и работа с родителями, чтобы выбор экзамена был осознанным. На результатах обучения в основной школе сказывается и степень сформированности метапредметных компетенций на выходе из начальной школы.

3. Качество образовательных программ и учебной литературы в школах и необходимое оборудование для проведения лабораторных и практических работ оставляет желать лучшего. На сегодняшний день рекомендовано 4 разных линии изучения биологии, и начав одну, нельзя переключаться на другую. Часто, в связи с отсутствием планомерной закупки учебников, учитель начинает одну серию, а вынужден заканчивать другой... Каждый выходит из положения как может, или пускает на самотек. По поводу лабораторного оборудования. Визуализация через Интернет не всегда возможна, так как он или недоступен, или плохого качества, или классы не оборудованы. Для решения этого вопроса необходима ревизия и учебников, имеющихся в распоряжении школы, и оборудования: с каждым годом в КИМах ВПР и ЕГЭ увеличивается количество заданий практического характера. В помощь учителю в журнале «Биология в школе» нами опубликованы методические рекомендации «Домашние экспериментальные работы».

Влияет на качество образования и количество часов на предмет. К сожалению, последние годы уменьшилось количество часов на биологию в 6 и 7 классах с 70 до 35.

4. Качество технологий обучения: ФГОС требует реализации системно-деятельного подхода для формирования у учащихся предметных и метапредметных компетенций и использования новых технологий. В связи с этим в курсовую подготовку учителя введены новые темы... Часть из них опубликована на сайте ДИРО, часть реализована на флешкарты учителей, но, по-видимому, они остаются невостребованными.

Для формирования предметных компетенций в курсовую подготовку включена тема «Методические подходы при изучении трудных тем биологии», содержание которых может меняться в соответствии с запросами слушателей. Для проведения этих занятий в разные годы нами подготовлены пособия: «Критерии живых систем», «Метаболизм – основа жизнедеятельности организма», «Современные представления об эволюции органического мира», «Некоторые вопросы генетики», «Вопросы онтогенеза», «Популяционная генетика» и «Задачник для подготовки к ЕГЭ».

5. Большинство проблем качества образования связаны, на наш взгляд, с неправильным оцениванием результатов обучения, пока далеких от требований ФГОС. В соответствии с требованиями первоначально оценивается базовый уровень, что является допуском к заданиям более высокого уровня. Следует проводить тематические работы, оценки у учащихся должны быть за каждую тему. К этому добавляются оценки за проектные работы, но это для нас пока теория, хотя на курсах мы стремимся преодолеть этот барьер, подготовив занятие и методические рекомендации «Организация тематических зачетов по биологии в 6–9 классах».

6. Без сомнения, качество образования формируется на основе как урочной, так внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность. Приоритетом в своей работе мы выбрали 2 направления: экологическое и агробиологическое. В рамках экологии мы предлагаем курс для учащихся 5–6 классов «Обитатели дома Земля», к которому есть программа, рабочая тетрадь для учащихся, рабочая тетрадь для учителя, иллюстрированное пособие. Разработан УМК «Биоразнообразие и экологические проблемы Дагестана», состоящий из программы, рабочей тетради и пособия, включающего почти 400 слайд-презентаций...

На основании вышесказанного вытекают следующие проблемы:

1. недостаточная мотивация учителей и обучающихся для повышения качества образования;

2. отсутствие контроля за обязательностью выполнения учителями требований ФГОС как в рамках введения системно-деятельностного подхода, так и оценивания знаний;

3. отсутствие психологической службы в РУО для определения уровня готовности учащихся к обучению на определенной ступени;

4. отсутствие заказа со стороны школ и РУО на тематику методических материалов и курсов ПК;

5. отсутствие профориентационной и внеурочной работы с учащимися;

6. отсутствие в курсовой подготовке ДИРО индивидуальных курсов и стажировки на базе лучших школ для индивидуализации обучения;

7. отделение ЦОКО от структуры ДИРО, так как развитие образования – комплексная задача, куда входит и оценка качества знаний учителей, учащихся, и формирование системы повышения квалификации.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2