Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.12.2020 20:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 15.12.2020 г.

Инновационные технологии и уникальные практики в этнокультурном образовании детей

Автор: А.Н. Гаджиева, З.Р. Абдуразакова
учителя Зубутли-Миатлинской СОШ, Кизилюртовский район

Этнокультурное образование в нашей многонациональной России вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения.

Огромные возможности для формирования этнокультурной компетентности открываются на уроках истории. Практически каждый урок истории имеет эту задачу, ибо знание культуры, а история и есть синтез материальной и духовной культуры народа, помогает воспитать национальную гордость в каждом человеке, в каждой отдельной личности. В историческом прошлом народов, проживающих на территории нашего края, много славных страниц, много достижений, много славных имен.

Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Дагестана помогает глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его.

На уроках истории России очень продуктивным бывает использование деятельностного подхода, который позволяет формировать у учащихся исследовательские умения и навыки. При изучении той или иной темы в истории на уроке исследуются материалы по истории Дагестана. На таких занятиях учащиеся изучают периодическую печать, архивные документы. Ребята описывают исторические события, сопоставляют его с другими материалами, фиксируют, анализируют, обязательно включают элементы творческой деятельности.

Накопленный материал становится дидактическим и наглядным материалом по истории края. Сравнительно-исторический анализ источников, отражающий факты местной истории, позволяет проникнуть ребятам в сущность явлений, событий, провести параллель между прошлым и будущим истории края. Уроки истории посвящены изучению быта и культурному наследию наших предков. Учащиеся пишут летопись своей малой родины, делают её более близкой, осязаемой. К годовщине Победы в ВОВ учащиеся могут собрать материал о тружениках тыла в годы войны, о женщинах, награждённых медалями «За доблестный труд в годы ВОВ», материал об учителях-ветеранах. Вместе с учащимися можно изучать народные игры наших бабушек и дедушек. Итогом изучения истории края могут стать исследовательские работы учащихся, такие как «Обычай куначества», «Свадебный обряд», «Религиозные верования на различных этапах истории Дагестана», «О матери» и другие работы.

Но урочного времени недостаточно для более полного освещения данных тем. Традиции дагестанской культуры входят в жизнь ребят также через работу разнообразных кружков. Уже с младшего школьного возраста на краеведческих кружках надо знакомить детей с географическими, этнографическими сведениями, с культурой быта народа, с его лучшими традициями и обычаями, его нравами, творчеством, предметами быта и одежды и т.д.

В течение нескольких лет на базе школьного музея Зубутли-Миатлинской СОШ ведётся кружок «Активисты школьного музея». Формы проведения занятий кружка различны: работа с музейными экспонатами, встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю. На занятиях кружка ребята не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют их, используя этнографические вопросники по темам разработанные Государственным музеем народной культуры. Учащиеся кружка разрабатывают поисковые маршруты летних походов, выступают на школьных и районных конференциях с результатами исследований. Лучшие работы поощряются грамотами. Результаты работы школы отражены в деятельности краеведческого музея, залах Боевой и Трудовой Славы. В музее собран богатейший материал по этнографии, это «живая» история края. Экспозиции музея помогают в изучении истории села, обрядов, национального быта. Дети не просто ходят в музей, они живут в исторической среде. Здесь проходят уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми. Музей оживает в каждом школьном празднике. Традицией стало проводить на базе школьного музея народные праздники. При совместной деятельности учащихся кружка и актива музея были открыты новые экспозиции: «Кубачинские украшения», «Балхарская посуда», «Дагестанский аул» и другие не менее интересные работы. Учащиеся создали проект « Старинные слова моего села», устаревшие слова «говорят» об истории нашего села, современная лексика учит исследовать и понимать историю края. А человек, знающий свои корни, любящий свою малую родину и есть тот образ выпускника, над воспитанием которого работает школа.

Проведение недели «Музей и дети» стало традицией для нашей школы. В рамках недели проходят краеведческая викторина, конкурсы исследовательских работ. Актив музея проводит открытые мероприятия «Приглашаем в музей» для младших школьников, «Мир дагестанского аула» для 6-9 классов. В этом году впервые проводим акцию «Сделай подарок музею» и уже есть первые экспонаты. Собранные материалы используются на праздниках, выставках, открываются новые экспозиции. В течение года бюро экскурсоводов проводит экскурсии не только для учащихся школ, но и для гостей села.

В рамках эксперимента по восполнению знаний школьников по этнографической культуре в 2009 году в школе был создан этнографический исследовательский отряд в целях восполнения этнографических знаний школьников; привития навыков исследовательской деятельности; создания для школьного музея базы данных по материальному и нематериальному культурному наследию; развития коммуникативных способностей учащихся. В состав отряда вошли 10 учащихся.

Ребята записывали воспоминания жителей села о том, как проходил свадебный обряд в селе в середине 20 века, как нарекали именем, проводили обряд вызывания дождя. Также в ходе исследовательской деятельности жителями села в музей были переданы многие старинные предметы быта: прялка, деревянная маслобойня, глиняные кувшины, рогач и другие предметы. Проведя этнографические экспедиции, ребята не только записывали воспоминания, но и составляли словарь и фотоколлекцию старинных предметов домашней утвари, которые исчезают из нашей речи. На территории школы учителями и учащимися была создана этнографическая площадка, которая будет пополняться и в этом году.

Привитию навыков бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков помогают произведения устного народного творчества: песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки, где отражены все стороны жизни народа.

Говоря о Дагестане, невозможно не упомянуть об этнокультурном потенциале творчества великого поэта Расула Гамзатова, которое хранит в себе талант, мудрость и мироощущение дагестанцев. Умелое и системное изучение произведений Гамзатова, вечера памяти, конкурсы чтецов по произведениям великого поэта, организация экскурсий в село Цада также способствует духовно-нравственного воспитанию школьников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1