Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.10.2020 16:44 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 30.10.2020 г.

Е. Агафонова: «Меня вдохновляют эмоции»

Осенью, когда погода бывает необыкновенно тёплой и деревья начинают покрываться золотом, учитель истории и обществознания многопрофильного лицея № 9 г. Махачкалы Елизавета Агафонова садиться писать…

«Сага о перстне», «Балхарское чудо», «Надо зажечь, чтобы светило», «Под защитой Луны»... Герои её книг – народные умельцы Дагестана – кубачинские златокузнецы, балхарские гончары, мастерицы, что создают прекрасные ковры ручной работы, а также эльфы, маги, короли и королевы – жители Пяти королевств.

В старших классах школы она увлеклась написанием сказок, а позже её затянул удивительный мир фэнтези…

- Елизавета, как возникло писательство?

– Это достаточно длинная история... На отсутствие фантазии жаловаться никогда не приходилось, придумать какую-то интересную историю могла, любила и в раннем детстве. В начальных классах были первые пробы пера, но в форме стихов, которыми увлекалась, наверное, до конца обучения в вузе. В старших классах очень любила писать сочинения, особенно если они затрагивали какие-то спорные вопросы. В детстве очень любила в случае, если меня огорчил финал сказки или фильма, «придумать» другой финал. Теперь я просто не читаю книгу, если знаю, что она плохо закончится, и очень редко смотрю трагические фильмы. А вот сказки, именно как форма моего творчества, появились в жизни в старших классах школы: моя тетя писала кандидатскую диссертацию по вопросам народных промыслов, и ей были нужны сказки на эту тематику. Тогда-то все и началось. С тех пор то пишу сказки, то временно прекращаю, но только сказками не ограничиваюсь – с начальных классов я преданный фанат «Хоббита», а позже и «Властелина колец». Потом увлеклась и Гарри Поттером: до сих пор любой предмет, от кружки до блокнота, с символикой Гарри Поттера, попадая в магазине в поле моего зрения, оказывается у меня дома. Увлечение фэнтези неизбежно привело к тому, что начала пробовать себя в этом жанре. Первые попытки написать книгу оставались неоконченными, они так и продолжают храниться в ноутбуке. В 2019 году, наконец-то (!), написала. Даже опубликовала... Пока еще только на просторах Интернета первый том фэнтези – саги «Под защитой Луны».

– С какими проблемами столкнулись в начале творческого пути? Что мешало, а что вдохновляло?

– Все было слишком гладко, за исключением того, что писала строго по ночам: все вокруг засыпает, просыпается воображение. "Приступы" вдохновения меня одолевали чаще всего летом. Самая большая трудность – собственное вдохновение, полет фантазии. Особенно сейчас – порой бывает, что время свободное есть, а вдохновения нет, а как появится порыв – нет времени. Сложность еще и в том, что приходится искать разнообразную информацию. Начинаю писать сказку, например, о кубачинских златокузнецах, заранее ознакомившись с информацией, но вот понадобится что-то узнать о национальном блюде, или же узоре, или наряде – и все, начинается поиск информации. Признаюсь, для меня очень сложный и долгий процесс – придумать имена для героев. Без имен не могу начать писать, все персонажи обезличены, а процесс подбора – длительный...

Вдохновляют меня эмоции. Вообще, для меня процесс создания сказки делится на несколько этапов – сначала появляются идеи, мысли, которые где-то можно записывать. Потом, с появлением нужных эмоций, начинаю писать. Иногда сказка возникает и без эмоций, но больше я сама люблю, когда удается вложить в сказку и частичку своего настроения. Вдохновляют книги, новые впечатления, создают нужное настроение и поездки в новые места... Меня очень вдохновляет обсуждение с кем-нибудь из близких мне людей сюжета или героев, о которых пишу или собираюсь написать.

– Расскажите о Ваших книгах…

– Сказки разные, но, в основном, связаны с народными промыслами Дагестана – огромным источником вдохновляющих идей. Цикл сказок называется «Узоры Дагестана и другие истории». Пока в сказках отражены кубачинские златокузнецы, балхарские гончары, унцукульские мастера и ковроделие южного Дагестана. В новом цикле сказок планирую расширить охват народных промыслов.

– Как удается совмещать педагогику с писательской деятельностью?

– Совмещать со школой, как наверное и с любой другой профессией, удается то легко, то сложно. Когда охватывает вдохновение, могу начать писать во время «окон». Особенно осенью... У окна школьного коридора, когда во дворе младшего корпуса с деревьев осыпается листва, – вдохновение приходит само собой.

– Есть ли у Вас литературный «наставник»? Что любите почитать на досуге?

– Литературного наставника, как такового, нет. Книги люблю разные – и английскую классику и английские детективы, и французских писателей (особенно Бальзак), и современные романы могу с удовольствием почитать. Многое зависит от настроения: есть ли желание поразмышлять о чем-то глубоком, или же просто отдохнуть во время чтения. Однако есть книги, которые очень часто перечитываю. «Властелин колец» и «Гарри Поттер», романы Джейн Остин, «Крестный отец» и многие другие. Из отечественной классики – «Война и мир». Что касается детской литературы – любила Харриса «Сказки дядюшки Римуса», А. Линдгрен, Гофмана, братьев Гримм.

– О чем должна говорить идеальная детская книга?

– Детская книга должна, в первую очередь, учить добру, и при этом заложить в детях стремление делать что-то полезное, оставлять след в душе. Вообще, любая книга оставляет в читателе определенное впечатление, эмоцию, идею. В идеале детская книга должна быть такой, чтобы после ее прочтения в ребенке развивалась еще одна положительная черта личности.

– Ваши ощущения, когда работа над книгами завершена?

– Ощущения от завершения работы – разные. Чаще всего мне просто интересно перечитать написанное заново, сравнить с тем, что планировалось в начале. От завершения сказки всегда бывает ощущение, словно удалось побывать в неком волшебном мире, а вот после завершения более длительной работы над первой частью саги, настолько не хотелось расставаться с героями, что решила написать второй том.

– Где можно приобрести, прочитать Ваши литературные произведения?

– На данный момент книги пребывают только в интернет-пространстве. Сказки на сайте Проза.ру и на сайте клуба Учитель года РД, «Под защитой Луны» – на сайте Проза.ру и в приложении wattpad.

– Что бы Вы могли посоветовать родителям, которые только начинают приобщать детей к чтению?

– Во-первых, читать самим. Как бы родители не пытались мотивировать ребенка, пример всегда важнее, чем просто слова. Если родители читают, а ребенок нет, то попробуйте найти книгу именно по интересам ребенка, так, чтобы она захватила его и увлекла. Не забывайте: для детей очень важно, чтобы с ними обсуждали прочитанную книгу, героев. Книга должна прочно войти в жизнь ребенка.

– Планируете снова сесть за перо?

– Да, не просто планирую... Начала работу над новым циклом сказок, и пора уже работать над продолжением книги.

Беседовала А. Азизова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30