Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

13.03.2019 11:06 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 13.03.2019 г.

Развивающее обучение на уроках географии

Автор: К. Халилова
учитель географии, гимназия № 35, г. Махачкала

Из опыта работы

Лучшим учителем для человека является время. Все 34 года, что я проработала в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, увлекательным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. Как заинтересовать учащихся моим предметом?

Любая деятельность человека имеет определённую цель.

Основная цель работы учителя географии по развивающему обучению – это развитие творческих способностей детей.

Достижение этой цели позволяет мне решить многие задачи обучения:

– развитие навыков самостоятельного отбора получаемой информации;

– обеспечение прочных и осознанных знаний изучаемого материала;

– использование знаний и навыков на практике;

– привитие любви к природе своего края;

– обеспечение высших учебных заведений хорошо подготовленными абитуриентами, способными творчески овладеть выбранной специальностью.

Общеизвестно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Школьники, у которых есть интерес к предмету, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко. Если ученик «заболел» географией, он заражает других. И надо поддержать эту «болезнь».

В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература. Функционирует географическая площадка.

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм, методов и приёмов обучения.

Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были увлекательными и запоминающимися. Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету и друг к другу. Сделать урок интересным – наша цель.

У каждого учителя своя концепция, свои методы воздействия на учеников.

Приоритетными в моей работе являются следующие методы и формы обучения: проблемный метод, исследовательский метод, проектный метод, игровая форма, интегрирование.

Одним из профилей нашей гимназии является географо-краеведческий, поэтому на каждом уроке географии я использую краеведческий материал: будь это сравнение или описание природы. Часто цитирую труды кандидата географических наук, писателя и моего бывшего преподавателя, краеведа-публициста И.Г. Магомедова. Его книги отражают всю красоту природы нашей республики. Его путевые заметки с полевых практик со студентами я использую при изучении географии Дагестана.

Учащиеся гимназии – частые гости географического факультета ДГПИ. Я считаю, такие походы и совместные мероприятия со студентами усиливают интерес к географии. Одной из форм обучения, которая развивает познавательную активность, является использование на уроках материалов, полученных в экспедициях и экскурсиях. Подобные походы и поездки становятся частью жизни, проживаемой мною и детьми. Один миг общения даёт для воспитания больше, чем целые часы поучения.

Изучение экологии и географии в экспедициях и экскурсиях увеличивает потребность учащихся в новых знаниях, самообразовании, расширяет культурный и эстетический кругозор. Творческим результатом такой деятельности являются путевые дневники, рисунки, фотографии, зарисовки, сочинения, гербарный материал.

После одной из поездок в горы дети выразили свои впечатления в картинах, стихах или сочинениях. Так, Муса Шагидилов со своим рисунком «Дагестан туристический» стал призёром всероссийского конкурса «Россия – страна туристическая».

В поисках новых форм работы я ввела в практику нетрадиционные формы занятий: урок-игра, урок-диспут, урок-соревнование, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-конференция. Стараюсь создать на них ситуацию успеха, даю ученикам возможность проявить себя.

В профильных классах стало традицией проводить уроки-диспуты по тематике «Глобальные проблемы человечества», где учащиеся делятся на оптимистов и пессимистов, которые отстаивают свою точку зрения, основываясь на фактах и информации, добытой из различных источников.

На начальном этапе изучения географии (6-7 кл.) для роста мотивации к изучению предмета я использую игровую форму. Она позволяет сделать более интересным процесс восприятия географических открытий, окружающего мира, имён, дат, названий географических объектов. Игра исключает зубрёжку. Учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с разных сторон.

Детям очень нравится игра-состязание «Охота за сокровищами». Класс делится на группы. Каждая группа получает план-карту, где отмечено место нахождения клада. Кто первым отыщет клад, зарытый на территории школы, – победитель. Обычно «сокровищем» служат вкусные конфеты для всего класса.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектно-исследовательской деятельностью, которая наряду с оптимизацией учебного процесса формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. Учащиеся нашей школы подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ.

В качестве примера проектной деятельности на уроке географии я предлагаю рассмотреть довольно актуальную тему на краеведческой основе – «Развитие туризма в Дагестане».

Среди представленных населению услуг особое место принадлежит рекреации – деятельности, направленной на укрепление здоровья человека, удовлетворение его эмоциональных и духовных, культурных потребностей. К основным видам рекреационной деятельности относятся: туризм и экскурсии, санаторно-курортное лечение, организация места отдыха населения, формирование зон отдыха. В Дагестане есть все необходимые предпосылки для развития данных услуг. Это в первую очередь городской пляж и парки, целебные минеральные воды и водные объекты, горы, памятники и древняя архитектура, традиции, ремёсла. Но в то же время туризм в нашей республике занимает весьма скромное место на общероссийском рынке туристических услуг, так как Дагестан считают криминальным, небезопасным регионом. Таким образом, мы с учащимися попробовали привлечь туристов из других городов и даже стран, опровергнув представление о нашем крае. Ученики разрабатывают экскурсионный «Проспект туриста», в котором рассказывается о маршруте, охватывающем три объекта. Проект должен соответствовать определённой тематике: «Памятники Дагестана», «История Дагестана», «Ремёсла Дагестана», «Отдых в Дагестане» и т.д.

Программа реализации проекта включает в себя следующие пункты: выбор темы экскурсии и трёх объектов посещения, рассказ об особенностях выбранных объектов, создание проспекта своей экскурсии.

Ученики должны за 3 минуты защитить свою экскурсию. После всех выступлений каждый потенциальный турист может выбрать понравившуюся экскурсию.

Затем мы обсуждаем проекты. Учащиеся отвечают на вопросы:

– Какой проект вам больше понравился?

– Насколько удачным оказался проект?

– Интересно ли было работать над данной проблемой?

– Хотелось бы продолжить работу над проектом?

Своим опытом работы я делюсь с коллегами на семинарах, выступаю с докладами на педсоветах. Вхожу в экспертную группу по проверке ГИА по географии, в ассоциацию географов Дагестана, участвую в составе жюри на различных конференциях в номинации «География».

Всё время работы в школе я вела классное руководство. Работа с детьми – различные мероприятия, экскурсии по Дагестану, походы в театры, доверительные индивидуальные беседы – делают мою жизнь интересной и востребованной. Я воспитываю в детях чувство товарищества, умение радоваться за успехи друзей. Выезды за пределы посёлка сплачивают коллектив. С удовлетворением замечаю, что мои ученики меняются на глазах, становятся коммуникабельней, умеют отстаивать свою точку зрения, имеют практические навыки работы с географическими картами. Вся эта деятельность повышает интерес учащихся к изучению географии.

Умение проявлять себя в любимом деле помогло многим моим выпускникам определиться в жизни и в выборе профессии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72