Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

26.12.2019 11:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 25.12.2019 г.

Мейнстриминг в детском саду

Автор: Л.Ф.Гусарова
старший преподаватель кафедры дошкольного образования ДИРО

С каждым годом увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья. Получая такой статус с детства, дети оказываются обреченными на жизнь, ограниченную от сверстников, общества, внешнего мира, они не могут посещать дошкольные образовательные учреждения. Изолированный с ранних лет, не научившийся устанавливать контакты, ребенок испытывает недоверие ко всему миру, за исключением своей семьи. У ребёнка развивается чувство жалости к себе, зависть к здоровым детям, критичность, чувство незащищенности, что в конечном итоге порождает злость, жестокость и прогрессирование болезни. В то же время здоровые дети не знают, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям-инвалидам. 

В реализации социальных контактов, в организации различных форм работы с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения, большую роль играет мэйнстриминг – включение в программы совместных занятий и проведение досуга детей-инвалидов и обычных детей. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети незаметно для себя получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, а также способствует искренней заботе и дружбе. Основными формами работы с детьми с ОВЗ в мейнстриминге могут стать организация праздников, концертов, досугов, игровые программы, постановка спектаклей и т.п.

Интересный опыт складывается в детском саду №1 «Родничок» г. Дагестанские Огни (заведующая — Кадиева Марина Казимагомедовна, Почетный работник общего образования РФ). Педагоги разработали долгосрочный проект «Мы – разные, но мы вместе». Идея проекта заключается в создании системы поддержки лиц с ограниченными возможностями таким образом, чтобы она удовлетворяла всех детей, независимо от степени проявления особых нужд. И мейнстриминг, как одно из ключевых направлений в проекте ДОУ, является мощным средством социального обучения детей. Это способствует развитию эмпатии – способности представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого.

В процессе реализации проекта был сделан анализ проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством общения со сверстниками, не имеющими отклонений в состоянии здоровья; поиск форм совместного отдыха детей с ограниченными возможностями и воспитанниками ДОУ, создание творческой группы по координации и взаимодействию работы с различными организациями, родителями.

В практической части проекта были проведены музыкально-спортивные мероприятия; посещения детей-инвалидов на дому. На осенний утренник с выставкой творческих детско-родительских работ «Прекрасной осени мгновенья» были приглашены и дети-инвалиды, не посещающие ОУ. Интересно прошли мероприятия, приуроченные к праздникам: «День матери», Новый Год, «Юные защитники», «8 Марта» и другие. В этих мероприятиях участвовали педагоги детского сада, воспитанники, родители и дети-инвалиды. Также интересно прошли мероприятия «Дорогою добра» и «Твори добро!» с участием детей-инвалидов из городского реабилитационного центра.

Весьма полезными были беседы и ситуативные разговоры с детьми о паралимпийских играх, о поддержке инвалидов («Особые дети – особое внимание»), этические беседы с воспитанниками о добре, заботе и сочувствии к детям с ОВЗ: «Легко ли быть не таким, как все», «Зачем нужны друзья», «Быть добрым не стыдно», «Все мы разные, все мы едины».

Все более популярными становятся в этом детском саду благотворительные акции, которые зачастую проводятся совместно с родителями. Это такие акции как «Игрушка в подарок», «Ладошка доброты» (приуроченная к международному Дню инвалида) и другие. Воспитанники ДОУ изготавливают рисунки, различные поделки и вручают их детям-инвалидам.

В воспитании детей в духе толерантности к детям с ОВЗ большое значение в детском саду №1 придают работе с теми родителями, дети которых не посещают дошкольное учреждение. В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, поддержки всестороннего развития личности детей на базе детского сада был создан консультационный центр, где родители детей, не посещающих детский сад, могут получить консультацию, в том числе и по вопросам, касающихся детей с ОВЗ.

Основной задачей коллектива детского сада является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Родители желают приобрести определенные навыки в педагогической практике. В консультационном центре они могут получить ответы на вопросы: чем заниматься с ребенком дома, какую литературу о воспитании детей читать, как принять участие в совместных праздниках и досугах. Так создается ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к ребенку, ведь они являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Проведение таких проектных мероприятий вызывают у детей сочувствие, сопереживание и, самое главное, желание помогать детям-инвалидам не только в День инвалидов, но и поддерживать и помнить о них и в другое время!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12