Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.08.2018 12:05 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 04.07.2018 г.

Проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся образовательных организаций РД в контексте перехода к обязательной итоговой аттестации по английскому языку

А.Ж. Махмудова

Координатор Ассоциации учителей английского языка Республики Дагестан

Добрый день уважаемые участники заседания! Разрешите, озвучить с этой высокой трибуны наши главные проблемы и сложности.

Я являюсь председателем Ассоциации интерактивного образования РД, образованной на базе ДИРО в 2016 году. Это методическая Ассоциация, опыт работы которой уникален тем, что нам удалось в Институте развития образования собрать увлеченных, творческих, талантливых педагогов не по предметному признаку, а по принципу увлеченности инновационными методами. Благодаря тому, что ДИРО стал домом Ассоциации, мы имеем возможность собираться и методически расти, за что отдельное спасибо руководству института и научно-методическому центру.

Помимо этого, с 2014 года я — координатор Ассоциации учителей английского языка, которую мне поручено представить сегодня. На протяжении четырех лет лучшие учителя республики вместе пытаются решить основные проблемы преподавания иностранных языков, а их, как известно, немало.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы обучения английскому языку приобретают особое значение. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Коммуникативная компетенция — основа, которая поможет учащемуся быть социально адаптивным и успешно пройти итоговые испытания в виде государственной итоговой аттестации. Формирование коммуникативной компетенции – нелегкая задача, достижение которой в школах республики осложняется в силу нескольких факторов:

▪ Недостаточный уровень методической подготовленности педагогов отдельных муниципалитетов;

▪ Обеспечение школ требующимися учебниками и методической литературой;

▪ Отсутствие комплексного подхода в подготовке к ГИА;

▪ Технические сложности: устаревшее оборудование; отсутствие подключения к интернету в некоторых школах.

Теперь подробно о каждом пункте.

Во-первых, это низкий уровень методической подготовки учителей отдельных муниципалитетов, что сопровождается зачастую пассивной ролью методических кабинетов УО. Как один из способов решения проблемы Ассоциация практикует выездные семинары в те муниципалитеты, педагоги которых показывают наименее успешные результаты в конкурсах профессионального мастерства, учащиеся которых не принимают участия в республиканских конкурсах и олимпиадах по английскому языку. Активные члены Ассоциации учителей английского языка являются и педагогами-интерактивщиками, поэтому мы транслируем интерактивные методики — world café, swot-анализ, open space, mind map и многие другие на этих семинарах.

Мы проводили методические выезды в Докузпаринском, Цумадинском, Чародинском, Новолакском, Кулинском, Ахвахском районах. В результате таких выездных семинаров-практикумов педагоги знакомятся с новыми методами, применяют их на занятиях и переносят затем на уроки в школу. Еще один очевидный плюс — педагоги получают контакты учителей самых передовых образовательных организаций республики и в дальнейшем консультируются по интересующим их вопросам.

Мощным инструментом трансляции передового педагогического опыта являются онлайн уроки и мастер-классы в рамках проекта «Электронная школа». За уроки в этом проекте отвечают представители Клуба «Учитель года РД», а за мастер-классы – представители Ассоциации интерактивного образования. В обеих организациях есть представители Ассоциации учителей английского языка, чьи уроки и мастер классы — живой пример педагогам республики.

Второй вопрос связан с обеспечением школ учебниками. Необходимо, чтобы педагоги имели возможность выбора учебника из списка, рекомендованного Министерством образования РФ. Каждый год библиотеки оформляют заявки на получение определенных учебников, но получают они зачастую не те УМК, которые заказывали, а совершенно иные.

Еще одна очень важная проблема. Зачастую достаточно высокий уровень качества и успеваемости, который фиксируют УО муниципалитетов в своих отчетах, связан с тем, что педагоги составляют тесты для входного, промежуточного и итогового мониторинга знаний, заведомо посильные для учащихся, с учетом, прежде всего, содержания и форм контроля, предлагаемых УМК. Принцип посильности никто не отменял, но нам видится, что в параллелях 5-8 классов мониторинг знаний целесообразно проводить в формате ОГЭ, тогда подготовка к экзамену, который предстоит сдавать всем 9-классникам уже в 2020, будет более системной.

ОГЭ (ГИА) по английскому языку – третий и, пожалуй, самый болезненный вопрос. Экзамен проводится в два дня. В первый день школьники сдают обязательную письменную часть, состоящую из четырех разделов: аудирование; чтение; грамматика и лексика; письмо. По желанию школьники могут прийти на второй день экзамена и сдать устную часть, состоящую из трех заданий (на проверку навыков говорения). На выполнение устного экзамена отводится 15 минут. За экзамен по английскому 9-классник может максимально получить 70 баллов.

Можно ли подготовить учащегося к успешной сдаче ОГЭ? Нам думается, вполне возможно. Хотелось бы подтвердить слова следующей схемой:

Цель + Условия + Содержание образования + Методы обучения + Формы обучения + Диагностика эффективности ???Результат.

Если наполнить эту схему конкретным содержанием, получаем вывод: чтобы эффективно подготовить к экзамену по иностранному языку необходимо соблюдение следующих условий:

- наличие квалифицированного педагога;

- высокая степень мотивации обучающихся;

- наличие современного учебно-методического оснащения;

- наличие современного ТО.

При подготовке учащихся учитель может использовать самые разнообразные формы:

- уроки ИЯ;

- элективные курсы; направленные на подготовку к ОГЭ\ ЕГЭ;

- консультации;

- самоподготовка.

В качестве диагностики эффективности подготовки можно использовать:

- пробные экзамены;

- анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности;

- выявление «проблемных зон»;

- организация работы по ликвидации «пробелов».

Последовательное выполнение всех заявленных шагов приводит к успеху на экзамене, а, следовательно, к формированию коммуникативной компетенции.

Однако титаническая работа педагогов по подготовке детей к ГИА может быть под угрозой из-за недостаточной компетентности отдельных организаторов. Неприятности, через которые мы прошли, показали, что без серьезной подготовки организаторов и соответствующего технического обеспечения, экзамен вместо объективной проверки качества знаний может стать испытанием и лотереей для учеников.

Наши дети сдавали экзамен в ППЭ 0605. Во второй день экзамена (устная часть, которая длится 15 минут) их продержали в закрытом помещении 6 часов, и итог был неутешителен — у очень многих учеников не записалась устная часть (они получили в итоге 0 баллов) или она записалась с такими помехами, что учащимся проставили 3-4 балла. Такие баллы получили ученики, набравшие за письменную часть работы 50-52-55 баллов из возможных 55. Конечно, эти дети были разочарованы, расстроены.

Удивляет, что у проверяющих не возник вопрос — как мог ребенок, сделавших сложнейшие задания в чтении, грамматике, лексике, не получить ни одного балла за устную часть, где 2 балла можно получить за простое чтение текста вслух. Также подчеркну, что учащихся прерывали во время записи, предлагали встать и закончить задание на 8-ой минуте, при положенных15-ти.

Обо всех происходивших в лицее №5 нарушениях во время сдачи ГИА мною и другими педагогами рассказано в наших обращениях на горячую линию. Мы очень надеемся, что нас услышат и ситуация изменится.

И последний, но очень важный вопрос, напрямую касающийся нас всех – это вопрос об аттестации, который, как мы понимаем, пока еще открыт. Нам кажется, что портфолио — это хорошая форма презентации опыта методической работы педагога первой и высшей квалификационной категории. Ее можно оставить.

Но у учителей должно быть право выбора. И в качестве варианта можно взять защиту проекта.

Те педагоги, которые категории не имеют, и проходят аттестацию впервые, могли бы сдавать тестирование.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12