Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.05.2018 13:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 16.05.2018 г.

Лицом к малокомплектной школе

Автор: М. Арипов

В Комитете совета федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания РФ состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации», в рамках которых Правительству РФ было предложено рассмотреть вопрос «дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах» и другие меры, способствующие повышению качества образования в этом типе школ.

Большое внимание было уделено малокомплектным школам в докладе зам. министра образования и науки Татьяны Юрьевны Синюгиной. Кроме того, об этом говорили многие выступающие. В Российской Федерации за последние три года закрыты 2,5 тысяч общеобразовательных организаций. Была выражена озабоченность педагогической общественности этим состоянием сельских школ.

В настоящее время в сельской местности Дагестана расположено 1260 общеобразовательных организаций из 1461 функционирующих по республике в целом. В сельских школах обучается 229883 учащихся. По данным Министерства образования и науки 133 школы считаются аварийными и в них обучается 24850 учащихся. В ветхом состоянии находятся 127 школ в 27 муниципальных образованиях с 11139 обучающимися.

Подавляющее большинство сельских школ республики являются небольшими. В соответствии с Законом РД от 30.12.2013 г. № 109 к малокомплектным отнесены 269 общеобразовательных организаций с числом обучающихся в них 5142 человека. 114 из этих школ являются начальными малокомплектными.

Средняя наполняемость этих школ 19 человек. Во всех этих малокомплектных школах количество учащихся не превышает 40 человек. За последние годы реорганизованы путем присоединения к относительно крупным основным и средним общеобразовательным организациям примерно 90 начальных малокомплектных школ.

Малокомплектные школы расположены в основном высоко в горах или в зонах отгонного животноводства на равнинной территории республики, и они функционируют в 38 из 52 муниципальных образований. Наибольшее число таких школ находится в Тляратинском, Хунзахском, Шамильском, Дахадаевском, Рутульском, Кайтагском, Лакском и Сулейман-Стальском районах. Из общего числа малокомплектных школ 19 являются аварийными, 37 ветхими и 103 организации требуют капитального ремонта.

Определенная работа по оказанию методической поддержки учителям малокомплектных школ проводится в ДИРО. Так, на кафедре начального образования разработана специальная программа повышения квалификации учителей малокомплектных школ. Запланировано проведение круглых столов, консультаций не только в ДИРО, но и в 7 территориальных образовательных центрах, а также в сельских районах. Один из таких круглых столов, проведенный кафедрой педагогики и психологии начального образования ДГПУ совместно с кафедрой начального образования ДИРО, состоялся в Институте развития образования, где активное участие приняли директора и учителя малокомплектных школ. Озабоченность проблемами малокомплектных школ в своем выступлении отметил и.о. ректора ДИРО Г.М. Джамалудинов, о повышении внимания адресной подготовке кадров для малокомплектных школ говорил проректор по науке и информатизации ДГПУ З.В. Атаев. Директор Новомугурухской СОШ Чародинского района М.Н. Алиев и директор Шангода-Шитлибской СОШ Гунибского района У.А. Сагитова раскрыли проблемы управления организации образовательным процессом в малокомплектной школе. 3.3. Алиева, учительница этой же школы, продемонстрировала видеоурок в малокомплектной школе. Выступившие зав. кафедрами Ф.Р. Асадулаева, П.Н. Магомедова и другие члены обеих кафедр подчеркнули значимость повышения качества образования и оказания методической помощи учителям малокомплектных школ.

Подводя итоги круглого стола, проф. Арипов отметил, что Комитет по образованию, науке и культуре Совета Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы «Об учреждении грантов в сумме 1,0 млн. рублей выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности (по аналогии с программой «Земский доктор»)», «О разработке и реализации специальной федеральной программы «Сельский учитель». Было отмечено, что малокомплектные школы нуждаются в пристальном внимании и поддержке на республиканском и муниципальном уровнях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16