Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.12.2018 15:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 12.12.2018 г.

Наставничество в образовании

Автор: Э. Эмиров

30 ноября в Махачкалинском центре повышения квалификации состоялся семинар-совещание «Наставничество в образовании. Дань моде или реальная необходимость?». Участников встречи приветствовал директор МЦПК, председатель Комитета по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты г. Махачкалы, д.э.н. Магомед Абакаров. Он отметил, что система наставничества в педколлективе необходима для того, чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру в школе, легко адаптировался к новой профессиональной среде. И плечо старшего коллеги очень кстати на этом этапе. Опытный педагог может помочь теоретически, практически, ответить на многие вопросы и скоординировать деятельность молодого учителя.

На семинаре-совещании говорилось о том, что ежегодно много молодых преподавателей приступает к работе в образовательных учреждениях. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках. Организационная культура учреждения и требования к педагогу, учебная программа, подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся, «дети с особыми потребностями» – целый комплекс разноплановых новых задач и вопросов встанет перед молодым учителем, и на них надо отвечать. Все эти вопросы обсуждались на семинар-совещании.

Эмоциональное и деловое выступление директора Центра дополнительного образования детей Кировского района Махачкалы, члена Общественно-консультативного совета МЦПК Альбины Ботвиной завершилось зажигательным танцем юных артистов-воспитанников Центра.

Отмечалось, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Важнейшими задачами наставника назывались составление специального плана работы с подшефным, куда входят вопросы ведения школьной документации; формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников; ознакомление со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения; разработка программы профессионального роста молодого учителя; подготовка к первичному повышению квалификации и будущей аттестации; ознакомление с современными тенденциями в педагогике.

Замдиректора школы № 3 г. Каспийска Зарема Сефербекова, педагог-организатор этой же школы Залму Абулпазлуева, председатель Регионального отделения межрегиональной молодёжной организации «Дом мира», отличник образования РД, заслуженный учитель РД, почётный работник общего образования РФ Ольга Мусанабиева сопроводили свои выступления видео-показом о деятельности педагогов и их подопечных по патриотическому и интернациональному воспитанию молодёжи.

Выступали также Председатель Союза музыкантов РД, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Хан Баширов; замдиректора Республиканского лицея-интерната «Центр одарённых детей», канд. искусствоведения, член Общественно-консультативного совета МЦПК Разитта Гаджиханова; преподаватель ЦЭВ «Радуга» (г. Махачкала), участник телепрограмм Первого канала «Старше всех» и «Лучше всех» Асхабали Гасанов; директор Махачкалинской художественной школы, лауреат премии Правительства РФ в области культуры Гюльнара Мамашева; худ. руководитель Детской филармонии при Администрации г. Махачкалы, профессор Института культуры и искусства ДГПУ, член Общественно-консультативного совета МЦПК, заслуженный деятель искусств РД Юрий Ханжов. Они называли наиболее типичные проблемы молодых учителей: отрыв теоретических знаний от практической работы, отсутствие навыков налаживания дисциплины в классе и удержания внимания ребёнка на уроке, обилие документооборота. Поднимались также и такие проблемы, как научно-методическое и ресурсное обеспечение образовательных организаций в ходе модернизации школ РД; повышение квалификации учителей; формы освоения образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; образовательно-методический комплекс и его роль в системе общего и дополнительного образования детей; предметная подготовка студентов педвузов.

В резолюции участников семинара-совещания сказано о необходимости совершенствования организации обратной связи «учитель – наставник – методист». Это выражается в таких формах как индивидуальное и групповое собеседование с педагогами; предоставление «свободного микрофона» молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях; анкетирование молодых педагогов. Отмечена важность проведения презентаций муниципального опыта организации наставничества с целью систематизации работы по адаптации молодых учителей, включающей как традиционные, так и инновационные формы, технологии и методы работы.

Управлениям образования рекомендовано активизировать занятия в «Школе молодого специалиста», организацию консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т. п.). Было предложено, чтобы СМИ показывали позитивный образ современного молодого педагога как носителя творческого потенциала, владеющего знаниями и компетенциями, самостоятельно формирующего свою жизненную среду, участвующего в решении задач социальной и культурной жизни.

Совету молодых педагогов РД при Рескоме профсоюза работников образования и науки РД совместно с МЦПК было рекомендовано провести круглый стол по проблемам профессионального становления и развития молодых учителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11