Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.01.2018 15:46 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 17.01.2018 г.

Давайте говорить правильно!

Автор: Г. Сивриди

У многих читателей, наверное, возникнет вопрос: «А что мы говорим неправильно?» Как известно, правильность – это одно из основных понятий культуры речи, это владение языковыми нормами: акцентологическими (нормами ударения), орфоэпическими (произносительными), лексическими (нормами словоупотребления), грамматическими и др. С отклонениями от данных норм, т.е. с речевыми ошибками, мы сталкиваемся на каждом шагу, просто не все их замечают, не все считают их ошибками.

О культуре речи говорят давно и часто, но только в последние годы культура речи стала наукой, разделом науки о языке, учебной дисциплиной. Почти во всех высших и средних специальных учебных заведениях преподается предмет «Русский язык и культура речи». Больше внимания стали обращать на речевые ошибки и в школе, особенно после введения ЕГЭ.

Вот некоторые задания из КИМов: «В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово», «В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно», «Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца».

Эти задания делают необходимым ознакомление учащихся на уроках русского языка не только с правильными формами слов, с правильными синтаксическими конструкциями, но и с ненормативным языковым материалом.

Под ненормативными средствами мы понимаем единицы, не отвечающие языковым нормам, т.е. не только жаргонизмы, вульгаризмы, бранные слова, но и просторечные, диалектизмы, профессионализмы и т.п.

Ненормативные слова, словоформы даются с запретительными пометами в различных лингвистических словарях, в учебниках и пособиях по культуре речи, по подготовке к ЕГЭ, в работах лингвистов и методистов, в частности и дагестанских (Т.В. Гамалей, В.А. Мусаева, Д.С. Самедов и др.).

Приводимые авторами примеры, как правило, представляют собой наиболее распространенные, типичные ошибки. Считаем их знание необходимым, особенно учителями русского языка, но не только.

Наши наблюдения за речью учителей и преподавателей вузов свидетельствуют о том, что она не лишена речевых недочетов, ошибок. Немало примеров приводится и в учебном пособии А.А. Мурашова «Культура речи учителя». Автор пишет о своей книге: «Освоив этот курс, педагог сможет грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками – речью». Способствовать этому призваны и материалы, которые будут даваться в нашей газете под рубрикой «Давайте говорить правильно!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11