Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.05.2017 10:05 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 03.05.2017 г.

Трудовому воспитанию – "Да!"

Автор: Д.К. Меджидов
ГБУ ДО РД «Республиканский эколого-биологический центр учащихся»

«Детство не должно быть постоянным праздником: если нет трудового воспитания, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».

В.А. Сухомлинский

Одним из основных аспектов социализации ребёнка является трудовое воспитание в школе. Оно должно быть в ряду важнейших вопросов, претворяемых в жизнь педагогами образовательных учреждений.

Нами постоянно отслеживаются выступления министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, а также задачи, которые ею ставятся перед министерством для повышения уровня образования в стране на более высокую ступень. Особую радость доставило нам возвращение к обсуждению вопроса трудового воспитания школьников и о введении общественного труда в школе.
На Общероссийском родительском собрании она отметила: «Без трудолюбия, без навыков, которыми, прежде всего, мы обязаны семье, школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».
«Мы должны вернуть ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Для того, чтобы прекратить воспитывать «потребителей», нужно вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, работу на приусадебных участках, а также уборку школьных помещений, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника», – отметила министр, выступая в поддержку детского труда в школе. В ее высказываниях содержится весь смысл трудового воспитания подрастающего поколения. На самом деле, именно в труде формируются лучшие качества человека.
Помимо этого, она акцентировала внимание на дополнительном образовании. Это нас, работников учреждений дополнительного образовани, настраивает на энтузиазм, так как содержательная работа учреждений дополнительного образования играет огромную роль в занятости свободного времени учащихся. Следовательно, способствует профилактике и снижению уровня правонарушений среди несовершеннолетних. К тому же, привлечение в различные кружки спасает их от компьютерной зависимости, прививает трудовые навыки, умения и ориентирует на правильный выбор будущей профессии.
Следует отметить, что у возрождения детских трудовых бригад в школах и вопроса трудового воспитания есть не только сторонники, но и те, кто критикуют, и любые изменения в этой области сводят к трагедийным и вредным для здоровья действиям. При любом социально-экономическом строе выполнение трудовой функции не на формальном уровне имели достойные результаты. Следует отметить, что продуктивность проводимой в этом направлении работы зависит от отношения руководителя образовательного учреждения и административных работников. Парадоксальность сложившейся ситуации в том, что среди противостоящих можно обнаружить и родителей.
В связи с вышесказанным, педагогам и сотрудникам учреждений дополнительного образования приходится проводить с родителями консультативные беседы по преодолению сложившихся бытовых стереотипов. Одной из наиболее оправдавшей себя формой трудового воспитания школьников является, как отмечают ученые, ученические производственные бригады и коллективный труд. В них воспитывается любовь к общему делу, уважение к каждому члену бригады, дети учатся считаться с мнением других, переживать и болеть за общее дело. У детей проявляется живой интерес к труду и чувство здорового соперничества, сопереживания за свою работу, а приобретенные навыки в будущем помогут им в жизни. А.С. Макаренко создавая коллектив, воспользовался природным способом человеческой организации, который многократно увеличивает силы индивида. Коллектив для индивида является, прежде всего, защитным, а не подавляющим механизмом.
Отечественные педагоги считают, что это явление наиболее приемлемо в сфере воспитания подрастающего поколения. В последние десятилетия бытовало мнение, что «макаренковская педагогика» уничтожает личность в угоду коллективу, делает роботов, готовых служить системе. Воспитание не должно ограничиваться одной школой, в этот процесс нужно включаться родителям и социальному окружению. Учреждения, где трудовому воспитанию уделяли особое внимание, и в годы перестройки смогли сохранить детские трудовые объединения, ученические производственные бригады и функционируют до сих пор.
Наше пребывание во многих хозяйствах, сохранившихся ученических производственных бригад многих регионо, позволило ознакомиться и пообщаться с членами бригад. Приятно было их слушать, как они с гордостью рассказывали о своих достижениях и планах на будущее. С особой бережливостью они относились к своей технике и с большой любовью к родной земле, переживали за свои и друзей неудачи. Дети проявляли чувство патриотизма, они мыслили, действовали, ощущали себя неотъемлемой частью своего хозяйства, маленького коллектива и большой родины.
В некоторых ученических производственных бригадах нашей республики раньше также была поставлена работа на должном уровне. По мере приобретения навыков работы на земле они имели возможность зарабатывать какие-то денежные средства, используемые на различные экскурсии и другие цели. Участвуя в республиканских и во всероссийских слетах, демонстрировали хорошие знания по основам сельского хозяйства и неоднократно занимали призовые места.
И.П. Павлов писал о роли физического труда в общем развитии человека: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, пожалуй, больше даже второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил, какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками». Обучая основам наук, особенно по естественно-математическим предметам в сельской школе, можно связать изучение с научными основами, прежде всего, сельскохозяйственного производства.
Учебно-опытный участок должен стать настоящей учебной лабораторией. Сельскохозяйственный труд является одним из здоровых видов труда. Конечно, при организации детского сельскохозяйственного труда немаловажную роль играет и выбор работ, доступных силам детей разных возрастов, организация детского коллектива на работе и создание благоприятных условий труда. Без радости труда, без трудового подъема невозможно достижение плодотворных результатов работы. Успех деятельности ребенка зависит также от того насколько ясно определены задачи педагогом, поэтому уроки труда должны проводить не случайные люди, а настоящие профессионалы, болеющие за будущее детей.
...Хочется обратиться ко всем руководителям образовательных учреждений. Важно не стоять в ожидании новой воспитательной концепции, а решать возникшие задачи, выводя возможность за пределы привычного, возрождать лучшие традиции трудового воспитания школьников. В результате сотни выпускников ученических производственных бригад свяжут свою жизнь с землёй, с сельским хозяйством, а это значит, что не прервётся связь времён – село будет жить!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64