Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.08.2016 12:06 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 23.08.2016 г.

Дошкольникам – особое внимание

Автор: Х. Алиева
Консультант Министерства образования и науки РД

Источник фото: http://rechpole.blogspot.ru

В Республике Дагестан сегодня в 776 образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, воспитываются более 90 тысяч детей.

В республике с 2013 года ведется работа по введению ФГОС дошкольного образования. Так, были определены 50 базовых организаций, которые стали первопроходцами по внедрению стандарта. На сегодняшний день 7479 педагога системы дошкольного образования республики, что составляет 86,6 %, повысили квалификацию,  хотя к 1  января 2016 года должны были пройти все сотрудники. Проведен цикл региональных семинаров, в том числе и с участием авторов-разработчиков стандарта, сформирован открытый цифровой информационно-методический ресурс, на официальном сайте Министерства образования и науки, в разделе дошкольное образование, размещены нормативно-правовые и методические материалы по внедрению стандарта.

Мир стал другим, сегодня главным в воспитательной программе педагога становится ребенок с его индивидуальными возможностями. Мы не обучаем в детском саду. Мы формируем маленького человека, поддерживая его инициативу и желание познавать мир, себя, своих друзей. Задача каждого педагога создать атмосферу коллективного творчества, когда ребята учатся не просто проводить время в социуме, они учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. У наших маленьких граждан формируется умение управлять своими эмоциями, делать усилия над собой, умение добиваться поставленной цели (речь идет о волевой и эмоциональной сфере ребенка). Стандарт дошкольного образования ориентирует нас именно на такую парадигму воспитания.
Введение ФГОС ДО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материально-технические.
На региональном уровне разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дошкольных образовательных организаций республики, по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Большие трудности вызывает у дошкольных образовательных организаций республики разработка части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, а точнее выбор тех программ, методик и технологий, которые были бы ориентированы на реализацию регионально-муниципальных приоритетов развития системы дошкольного образования. С этой целью Дагестанскому научно-исследовательскому институту педагогики им. А.А. Тахо-Годи было поручено разработать Региональную примерную основную образовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС ДО, с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Дагестан, и сегодня эта программа готова к использованию.
Одним из важных направлений введения ФГОС ДО, в соответствии с планом действий «дорожной карты», по обеспечению его введения, является мониторинг условий реализации данного стандарта в образовательных организациях Республики Дагестан.
По итогам мониторинга были выявлены проблемы, связанные с созданием необходимых условий для реализации прав на качественное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема коррекционного сопровождения воспитанников по причине недостаточного количества учителей-логопедов и педагогов-психологов актуальна как никогда. Проблемой эффективного введения ФГОС ДО является и неготовность педагогических работников ДОО республики к приходу в обычную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Существует в республике и проблема отсутствия специального дошкольного педагогического образования (среднего профессионального или высшего). В  республике желательное для реализации Стандарта образование имеют небольшое количество педагогических работников.  По итогам мониторинга готовности к введению стандарта дошкольного образования только 20% педагогов имеют квалификацию для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, и эта цифра мне кажется завышена, учитывая  самостоятельность оценки кадровых условий образовательными организациями.
Таким образом, важной задачей введения Стандарта является привлечение к сопровождению групп, в которых обучаются дети с ОВЗ, достаточного количества педагогов-логопедов и педагогов-дефектологов.
Еще одна важная задача – это повышение культуры педагогической грамотности семьи. На это должна быть нацелена работа всего педагогического коллектива. Это может быть и совместная работа по организации образовательного и воспитательного процесса, и работа вариативных групп, консультативных центров, родительских конференций, или совершенно новая форма взаимодействия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

210