Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.06.2018 10:42 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12-13 от 25.06.2018 г.

Изучение элементов геральдики в образовательных организациях

Автор: А.А. Борисенко
методист по одаренности научно-методического отдела ДИРО

Патриотическое воспитание – основная задача образовательных организаций. Чувство патриотизма имеет разностороннее содержание, в которое входит и непременное знание каждым гражданином официальной символики того государства, к которому он принадлежит. В многолетнем процессе развития человечества были созданы государства, которые надо было отличать друг от друга по каким-то общепринятым признакам и выработанным для этих целей общепринятым правилам. Для отличия государств друг от друга были приняты 3 официальных символа – герб, флаг, гимн. Об этих символах можно говорить очень много, однако в рамках этой статьи мы вынуждены ограничиться сообщением минимальных сведений (в оптимальных пределах, разумеется) о государственной символике России и Дагестана. Тем, кто хочет расширить и углубить свои познания по этой теме, мы предлагаем сделать это самостоятельно, используя материалы из источников, в изобилии имеющихся в Интернете.

Эти традиционные «триады» (герб, флаг и гимн страны) являются «визитными карточками» стран, символами суверенности, сплочённости и национальной гордости народов, проживающих в них.

С применением гербов ведут различную документацию, их размещают повсюду, где это требуется: на печатях, деньгах, марках, значках, а также на зданиях официальных учреждений и различных изделиях.

Введём термины, необходимые для разговора по теме статьи.

Герб – эмблема, отличительный знак страны, АТЕ (административно-территориальной единицы), города, рода и т.п. Слово произошло от немецкого слова "наследство".

Флаг – это материальный опознавательный знак. Слово произошло от голландского "знамя корабля". Представляет собой полотнище (кусок ткани или иного материала, способного развеваться на ветру) обычно прямоугольной формы, имеющее определённую раскраску. Флаги отличаются от гербов тем, что они предназначены для использования на открытых пространствах и должны распознаваться с большого расстояния.

Гимн – это музыкальный опознавательный знак. Он представляет собой определённую музыкальную тему (мелодию, песню), неразрывно связанную с государством, и служит для опознания государства музыкальными средствами.

Современное законодательство о Государственной символике РФ ведёт историю с 1991 года, постоянно развивается и дополняется.

Геральдика (или гербоведение) – наука, посвященная составлению и изучению гербов.

Блазон – описание герба.

Герб отражает историю, географическое положение, традиции и занятия жителей государства или населённого пункта. Современные гербы обычно выполняются на щитах. Большинство щитов имеют формы круга, овала или же прямоугольника с закруглёнными нижними краями и остриём внизу (так называемый новофранцузский щит).

В геральдике применяется 7 цветов: 2 металла и 5 эмалей. Жёлтый и белый цвета позже заменили золотом и серебром. Особым типом цветов служат меха – горностаевый и беличий. Геральдические цвета имеют каждый свою особую символику, а некоторые из них и особые названия:

• золото (ор) – знатность, могущество и богатство, а также добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение;

• серебро (арджент) – благородство; чистота, невинность и правдивость;

• красный (червлёнь) – храбрость, мужество; кровь, пролитая в борьбе;

• синий (лазурь) – великодушие, честность, верность и безупречность; небо;

• зелёный (верт) – надежда, изобилие, радость; луг;

• чёрный (чёрнь) – осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях; учёность;

• фиолетовый или лиловый (пурпур) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Символика, взятая из фауны и флоры:

• лев – власть, сила, храбрость, отвага, великодушие;

• орёл – власть, господство, великодушие, прозорливость;

• журавль – бдительность;

• сокол – смелость, ловкость, быстрота;

• сова – мудрость;

• пчела, муравей – трудолюбие;

• дуб – крепость и сила.

Мы уверены в том, что, руководствуясь вышеприведёнными сведениями, учащиеся смогут «прочитать» гербы России и Дагестана, то есть рассказать о том, что на них изображено. В настоящее время изображения гербов всех 10 городов Дагестана находятся на фронтоне «Зала дружбы» в г. Махачкале. Блазоны гербов РФ и РД, а также гербы всех городов и 33 районов Дагестана выставлены в Интернете. Более того, некоторые селения Дагестана также имеют собственные гербы.

Приведём в качестве примера герб селения Харбук Дахадаевского района РД и составленный нами блазон к этому гербу. В нижней части серебряного поля круглого геральдического щита находятся 3 зелёных горы с плоскими вершинами. На вершине средней из них, в центре щита, находится чёрная наковальня с пылающим за нею пламенем кузнечного горна. В верхней части щита над наковальней парит чёрный орёл, держащий в своих лапах 2 скрещённых золотых кинжала. Наковальня, пламя и кинжалы указывают на основное традиционное занятие харбукцев – изготовление клинков и других видов оружия. Стоящие на боковых вершинах позади наковальни 2 красные зубчатые сторожевые башни символизируют мужество и храбрость харбукцев в защите своего села. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.

По аналогии с гербами государств и АТЕ были созданы гербы учреждений, предприятий, образовательных организаций нашей страны, в том числе школ, гимназий и лицеев. В качестве примера приведём такие гербы некоторых ОО, взятых из разных АТЕ:

Предложите учащимся составить блазоны к этим гербам самостоятельно.

Приводим примерный план изучения в начальной школе темы «Основы геральдики».

1. Определение геральдики и её основные понятия. Этапы её развития.

2. Геральдические щиты и цвета и их виды. Символика гербов.

3. Изучение различных гербов (государств, городов) и блазонов к ним.

4. Изучение и составление гербов школ, групп, семейных и личных гербов.

5. Изучение спортивных и автомобильных эмблем.

Такой план позволяет учащимся и их родителям совместно изучать материал в системе, создавать перспективу и развивающую среду, сообразно темам занятий. Они глубоко погрузятся в темы, осуществят взаимосвязь и вместе с тем развитие познавательных, интеллектуальных и художественных способностей учащихся; им представится возможность перенести изучаемый материал в детскую деятельность. Культура, превращаясь в содержание детской деятельности, приобретает объективно новую функцию материала, на основе которого учащиеся переориентируются в сфере человеческих взаимоотношений. Учащиеся не только усваивают, но и созидают культуру. Овладение культурой должно рождать у детей жажду постоянного поиска, который является основой созидания.

Зачем же нужна геральдическая символика в школе (подразумеваем под этим словом различные виды ОО)? Она сможет служить как средством воспитания патриотизма, так и явления, близкого каждому человеку – корпоративного духа внутри конкретных предприятий и учреждений, в том числе и школ. Если учащиеся оценивают школу как свою, коллективы школы и класса как свои, а самих себя как часть школы и класса, то обязательно психологический настрой учащихся поднимется на более высокую ступень: учащимся станет комфортнее в своей школе и своём классе, что создаст условия для роста качества обучения. Корпоративность часто проявляется в том, что член корпорации имеет право на что-то особенное, но доступное только членам этой корпорации. В «рамках» школы этим чем-то особенным является (почти всегда) её собственная символика. Тщательно разработанные и аккуратно выполненные символические средства (гербы, эмблемы, значки, нашивки и т. п.) будут для учащихся тем, что позволит им ощутить себя настоящим членом корпорации. Настоящим, потому что он может позволить себе пользоваться этими символами, а подавляющее большинство окружающих – нет.

В корне и основе преподавания государственной символики РФ должно находиться понимание того, что есть герб и флаг: и то, и другое – это название нашей страны, выраженное невербальными средствами. Двуглавый орёл и триколор – это всего-навсего синонимы слова «Россия» – и ничего больше. Задача всех государственных символов столь же проста и утилитарна, как и задача слова «Россия» – обозначать нашу страну, отличать её от других! И ничего более! Из понимания данного положения надо проводить преподавание государственной символики РФ в школах. На этапе начальной школы преподавание ограничивается узнавательным уровнем: надо дать малышам понять, что государственные символы существуют, и научить их отличать российские герб, флаг и гимн от всех остальных.

В основной школе работа с государственными символами выходит на качественно новый познавательный уровень. В этом возрасте учащихся следует знакомить с основами истории государственных символов, их происхождением, но самое главное – с правилами их практического использования. Наконец, в старшей школе вопросы государственных символов выходят на научный уровень. Приходит время, хотя и "сжато", познакомить учащихся с этапами и проблемами становления государственной символики, её ролью в жизни общества, с юридическими основаниями существования и принципами практического прикладного применения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

165