Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.03.2017 11:05 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 30.03.2017 г.

М. Абдурахманова: "Наши выпускники востребованы"

Автор: А. Азизова

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Как сделать жизнь дошкольника полной и счастливой, знают на факультете дошкольного образования Дагестанского государственного педагогического университета.
На факультете осуществляется подготовка специалистов в области дошкольного образования с учетом уникальности периода дошкольного возраста.
Богатые традиции и высокий научно-методический потенциал позволяют факультету в новых социальных условиях решать проблемы подготовки выпускников, отвечающих самым высоким требованиям. Об этом в интервью с деканом факультета Мариной Асадуллаевной Абдурахмановой.

- Марина Асадуллаевна, с чего началась история вашего факультета?
- В 1979 году в г. Махачкале в Дагестанском государственном педагогическом университете был открыт факультет дошкольного воспитания, первым деканом которого была талантливая личность и незаурядный педагог Вера Васильевна Кондратова, приехавшая к нам в Дагестан из Запорожья. В ту пору факультет развивался очень активно: до 50 человек был набор, полные группы как на дневном, так и на заочном отделении. Постепенно факультет рос, добавлялись профили, специальности. Так он вырос в большой факультет педагогики и психологии и дошкольное отделение осталось одним из отделений этого большого факультета. К сожалению, спад престижа педагогической профессии, наблюдавшийся в 90-е годы, коснулся и профессии педагога дошкольного образования, как следствие – сократилось число выпускников этого профиля подготовки.
Статус факультета позитивно изменился после выделения его ректором М.И. Абдуллаевым. Сегодняшний факультет дошкольного образования – это два профиля подготовки для студентов бакалавриата «Дошкольное образование», «Дополнительное образование» и 5 магистерских программ по педагогическому и психолого-педагогическому образованию, научно-образовательный центр «Технологии дошкольного и дополнительного образования», где осуществляется повышение квалификации и переподготовки специалистов по дошкольному и дополнительному образованию, коллектив единомышленников, который находится в постоянном теоретическом поиске для повышения статуса и престижа факультета и педагогической профессии. Тематический план курсов включает такие вопросы, как: профессиональный стандарт педагога (воспитателя) дошкольной организации, психолого-педагогические основы реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования, технологии проектной (исследовательской) деятельности, игровые технологии и т.д.
- Вы спрашиваете своих студентов, почему они решили поступить именно на этот факультет?
- С первого дня учебы студенты привлечены к активной учебной и общественной жизни факультета и университета: это адаптационные тренинги, профессиональные кастинги и другие интерактивные формы взаимодействия со студенческой молодежью, которые и выявляют их мотивацию, профессиональные задатки и способности к будущей профессии. Такая активная студенческая жизнь сохраняется на весь период обучения.
- Не было ли ситуации, что студент походил на лекции, понял, что это не его, и ушел?
- Это бывает крайне редко, в основном к нам приходит молодежь, которая заранее и четко знает, чему они у нас будут учиться, и постигают теоретические основы дошкольного образования с большим интересом. Если говорить о практической части, так ее наши студенты вообще обожают.
- Раз уж мы коснулись практики, расскажите нам о ней, где ее студенты проходят?
- Педагогическая практика является неотъемлемой частью подготовки специалистов высшего образования. Практика дает возможность студентам проверить приобретенные ими в вузе знания, практические навыки, педагогические способности и возможности, проявить инициативу и увидеть перспективу.
В период учебы студенты проходят два вида практик: учебные и производственные. Производственная практика проходит в детском саду, где наши студенты работают в качестве воспитателей, методистов. Задачи профессиональной деятельности, согласно образовательной программе высшего образования, включают необходимость получения знаний для работы не только в дошкольных образовательных организациях, но и в учреждениях среднего профессионального звена (колледжи, техникумы). Несмотря на то, что ФГОС ВО обновляются, мы стараемся сохранять лучшие традиции и преемственность в подготовке выпускников. Главное – подготовить квалифицированного специалиста, способного конкурировать на современном рынке образовательных услуг. В наших выпускниках нуждаются уже сегодня. Практически ежедневно к нам приходят руководители государственных и частных садов, которым нужны воспитатели со специальным дипломом.
Наши студенты постоянно выезжают в детские сады, школы-интернаты для детей оставшихся без попечения родителей, дома ветеранов с различными мероприятиями, благотворительными акциями. У нас есть на факультете студенческий театр «Улыбка», хореографический ансамбль «Вдохновение», художественная мастерская «Мастера-умельцы», педагогическая мастерская, вокальная студия «Звонкие голоса». Студенты не оторваны от практики, и они имеют возможность постоянного контакта с дошкольными образовательными учреждениями не только во время практики.
- Расскажите о процессе обучения, его формах и особенностях…
- Согласно компетентностной модели подготовки выпускника учебные планы включают дисциплины, ориентирующие студентов на будущую профессию. Сегодня высоко ценятся не столько знания, приобретенные в вузе, сколько развитые способности ориентироваться в информационной среде, умения быстро перестраиваться и применять знания для решения профессиональных задач. В учебные планы включены дисциплины, которые помогут студентам освоить профессию воспитателя, такие как: «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», «Теория и методика музыкального воспитания детей», «Теория и методика экологического образования», «Теория и методика формирования математических представлений», «Теория и методика развития изобразительной деятельности детей». Это основные базовые направления воспитания и развития детей, которые у нас отражены в предметных дисциплинах. Кроме этого, есть большой цикл дисциплин по выбору, которые отражают специфические направления деятельности: «Практикум по выразительному чтению», «Детская литература», «Организация работы с детьми, которые имеют проблемы в развитии».
Новые взгляды на образование и воспитание диктуют и новые требования к учебному процессу, поэтому процесс обучения должен быть организован несколько иначе. Преподаватели читают минимальное количество формальных лекций, большая часть обучения связана с обсуждением научных статей, профессиональных кейсов. Студентам предоставлена возможность обсуждать проблемы, дискутировать, отстаивать свою позицию. Такие формы организации обучения позволяют формировать компетенции, иначе говоря, способности решать профессиональные задачи, стоящие перед современным педагогом дошкольной образовательной организации.
- Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитатель?
- В первую очередь он должен любить детей и свою профессию. Он должен быть чутким, внимательным, мобильным. Среди профессиональных качеств особо следует выделить знание методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Этот возраст пластичен, сензитивен, поэтому надо воспитывать детей не только в организованных видах деятельности, но и каждый день, каждую минуту. Он должен быть образцом речевого этикета, эстетического вкуса, эрудиции, коммуникабельности и т. п. Дошкольное образование сегодня ратует за то, чтобы люди, прежде всего, пришли по призванию, а научиться этому можно при огромном желании.
- Многие считают, что профессия воспитателя тяжелая, но, безусловно, у нее есть и немало плюсов. Вы можете их перечислить?
- Это социальные гарантии и возможность выйти на пенсию по выслуге лет, большой отпуск в зависимости от вида и типа образовательной организации (либо 42, либо 56 календарных дней), замечательная возможность для женщины полдня быть свободной, это всегда положительный результат. Дошкольное образование – единственный вид образования, который не предъявляет требование к результату, то есть в конце нет жестких мониторингов. Сам процесс работы – очень интересный, потому что все самое маленькое всегда вызывает позитивные эмоции.
Я считаю, что лучше профессии нет!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

47