Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.01.2021 17:24 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 27.01.2021 г.

Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: З.И. Идрисова
к.п.н., доцент ДИРО

Из опыта работы МКДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 8» г. Избербаша, победителя Республиканского конкурса «Лучший детский сад Дагестана –2019», Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2018–2019»

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные организации могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы детей, педагогического коллектива и родителей. 

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает закономерный вопрос: "Как должен измениться образовательный процесс в ДОУ?" Изменения и качество дошкольного образования зависит от умелого руководства педагогическим процессом и умением создать команду единомышленников. С данной задачей успешно справляется заведующая МКДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 8» г. Избербаша Разият Магомедовна Муртузалиева. Приоритетной задачей коллектива является обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями для успешного обучения в школе. В настоящее время педагогическим коллективом под руководством Разият Магомедовны разработаны разные модели образовательного процесса, соответствующие основной образовательной программе детского сада с учетом региональных особенностей.

Модель образовательного процесса является гибкой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания осуществляется через организацию различных видов детской деятельности, интеграцию образовательных областей с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Образовательный процесс «ЦРР – Детский сад № 8» рассматривается педагогами как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер. Он включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей, в которых сочетаются следующие функции:

• воспитательная – развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

• образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

• развивающая – развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

• социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

• оздоровительно-профилактическая (валеологическая) – приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Необходимой, научно-обоснованной организацией педагогического процесса дошкольного учреждения, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость, является планирование. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Модульное планирование образовательного процесса в «ЦРР – детский сад № 8» включает три взаимосвязанных раздела: перспективно-календарное планирование; осуществление преемственности между ДОО и школой; связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

Большое значение в детском саду придается организации предметно-пространственной, развивающей среде для удовлетворения потребностей детей в самореализации. Здесь собраны игрушки для сюжетно-ролевых игр, спортивное оборудование, наборы развивающих игр, предметы для детского экспериментирования и художественной деятельности. Воспитатели периодически меняют игровой материал, а появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную активность детей. В группах обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. При этом воспитатели учитывают три основные потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в общении, движении и познании. И среда группы удовлетворяет эти потребности. В соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования она: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Одним из важных направлений в управлении педагогическим процессом является моделирование адаптированных примерных образовательных программ для организации инклюзивного образования, которое предполагает, прежде всего, создание необходимых условий.

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо значительно больше стимулов, побуждающих к коммуникативному общению, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем его протяжении. В групповых помещениях используются вариативные модули, ширмы, конструкторы, макеты. Полифункциональное использование оборудования позволяет легко поменять пространство в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, трансформируемые модули могут использоваться как для хранения материала, так и для организации детской деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей в организации образовательной деятельности становится метод проектов. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых. В МКДОУ «ЦРР – Детский сад № 8» активно реализуются такие проекты, как: «Фрукты Дагестана» (конкурсная работа республиканского конкурса юных исследователей «Науки юношей питают»), «Мы юные патриоты Дагестана», «Край родной познаем вместе» и др. Достижения в этой работе продемонстрировала воспитатель детского сада Мариям Рамазановна Сулейманова, занявшая 3-е место в Республиканском профессиональном конкурсе педагогов дошкольного образования «Воспитатель года Дагестана – 2020».

Как видно, при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО педагоги руководствуются следующими установками:

1. наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием;

2. творчески подходить к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов;

3. шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации;

4. использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие);

5. исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм;

6. внимательно и тактично относиться к ребёнку, его возможностям и способностям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4