Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

05.03.2021 17:28 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 09.02.2021 г.

Гульжан Тажутдинова: «Психологические службы актуальны как никогда»

Автор: К. Алибекова

Гульжан Шейховна Тажутдинова с отличием окончила отделение биопсихологии биолого-химического факультета Дагестанского государственного педагогического университета. С 2006 года работает в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров. Сейчас она заведует кафедрой специальной педагогики, психологии и профессионального образования ДИРО. О вопросах эмоциональных взаимоотношений между учителями, учениками и их родителями Гульжан Шейховна рассказывает в интервью. 

– Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют у педагогов-психологов Дагестана?

– Проблем на сегодняшний день множество. В первую очередь, это проблема трудоустройства педагогов-психологов. Во многих районах штаты сокращены по приказу глав администраций районов и городов. Штат психолога не входит в федеральный компонент, и местные главы могут распоряжаться им как хотят. Например, в таком большом районе, как Сергокалинский, всего два психолога. Мы писали письмо на имя бывшего министра просвещения России, она даже обещала посодействовать в этом вопросе, но как говорится, «а воз и ныне там».

Еще одна проблема – это разработка положения о психологической службе и работа самих служб. Работа над проектом начата кафедрой психологии ДГПУ, возглавляемой доктором психологических наук, профессором Магомедом Далгатовым и кафедрой СППиПО ДИРО.

Психологические службы в Дагестане должны быть возрождены: начинания 90-х были успешно забыты, а населению нужна психологическая поддержка. Думаю, что Министерство образования обязательно поддержит этот проект, тем более что психологические службы у нас актуальны как никогда.

Проблема повышения квалификации педагогов-психологов носит локальный характер, и мы ее решаем. Для курсов психологов привлекаем и своих преподавателей, и приглашаем лучших специалистов-практиков на почасовой основе.

– Что делать учителям, которые постоянно находятся в стрессовом режиме, как избежать эмоционального выгорания?

– Эмоциональное выгорание может произойти на любой работе, не только в школе. Если работа не любимая, в течение какого-то времени наступает эмоциональное выгорание. На мой взгляд, в первую очередь эмоциональное выгорание наступает у тех, кто не любит свою профессию. Например, моей маме уже много лет, она учитель географии. Она только о своих учениках и говорит. И никакого выгорания.

Если же на работе чувствуешь усталость и апатию, то эти моменты нужно корректировать, конечно. У одних педагогов – это релакс в кабинете психолога, у других – шопинг, у третьих – хороший полноценный отдых на свежем воздухе. Вариаций очень много. Главное, полное восстановление физических и душевных сил.

– Гульжан Шейховна, как учителям общаться с агрессивно настроенными родителями?

– Мне очень нравится вопрос! (Смеется.) По-вашему выходит, что агрессивные родители – это некая категория граждан? На самом деле, в агрессию может впадать любой человек, в зависимости от обстоятельств жизни. Одних труднее вывести из себя, а других и выводить не надо, они сами "выйдут". Все индивидуально, конечно, но есть общий алгоритм, не отвечать на агрессию агрессией, а постараться объяснить свою позицию ясно, доходчиво и без эмоций. Тогда и эмоции другого сойдут на «нет».

– Что насчет работы с «трудными детьми»?

– Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений, он воспитуем. Просто у него могут быть различные проблемы в семье, в общении, в кругу друзей... И с этими проблемами детям нужно помочь. Если детям вовремя оказывается помощь, они не испытывают трудностей и не переходят в разряд «запущенных». Вникнуть в мир ребенка очень трудно, но помогать детям – наша обязанность.

– Скажите, пожалуйста, что такое сказкотерапия и насколько она эффективна, например, по сравнению с классической психологической помощью?

– Сказкотерапия, пожалуй, самый детский из всех методов психологии. Я бы сказала, что арт-терапия, сказкотерапия в частности, вообще «детский» инструмент психолога. Арт-терапия имеет дело с воображением, восприятием, образным мышлением: они формируются раньше, чем логическое мышление, то есть, эти структуры по сравнению с логикой более «детские». Однако арт-терапию используют и для работы со взрослыми, причем успешно используют. В этом случае арт-терапия обращается к «детским» структурам взрослого человека, к его «внутреннему ребенку». Помните, кому Сент-Экзюпери посвятил своего «Маленького принца»? «Леону Верту, когда он был маленьким». Так и арт-терапия обращена ко взрослому, «когда он был маленьким». Сравнивать с классической психологической помощью, думаю, не стоит, потому что методы разные.

– Какие плюсы и минусы Вы видите в дистанционном обучении?

– Лично для меня минусов в дистанционном обучении видится больше, чем плюсов. Во-первых, для младших классов дистанционка – это не выход из положения. Им важнее всего обучаться сообща: так формируется осознанность и произвольность. Во-вторых, с младшими школьниками заниматься приходится родителям, самостоятельно они мало что могут сделать. В-третьих, ни повторение, ни закрепление материала невозможно полноценно освоить при дистанционном обучении. Эта форма обучения хороша в экстремальных условиях, когда другого выхода просто нет. Как, например, в случае пандемии, самоизоляции, чтобы не было расхолаживания и потери интереса к учебе.

Для меня вести занятие студентам дистанционно тяжело. Я не могу наблюдать за эмоциями студентов, нет «обратной связи». Ощущение, что говоришь сам с собой. К плюсам дистанционного обучения относятся возможность получения знаний на удалении, а также неприхотливость учебного процесса.

– Ведется ли адресная работа с учителями?

– Когда учителя приезжают на повышение в ДИРО, даю свой номер телефона, при необходимости я консультирую. Иногда перенаправляю к коллегам. Большую работу проводит в этом направлении Центр психологической помощи при ДГУ «Псифактор», возглавляемый Арсеном Набиевичем Джабраиловым.

– Как считаете, сейчас население больше нуждается в психологических консультациях, чем раньше?

– Люди всегда нуждались в помощи, когда не могли самостоятельно решить проблемы (обращались, например, к шаманам, колдунам и т. п.). Сейчас население все-таки более ориентировано на классическую психологическую помощь.

– Что пожелаете нашим читателям?

– Хотелось бы пожелать всем – и педагогам, и родителям, и детям – здоровой психики и гармонии в душе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6