Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.10.2020 15:20 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 30.10.2020 г.

История любви и печали

Автор: Магомед Абдулхабиров

Рассказ-быль


Безмятежность – знамя молодости. Единственная тогда в районе школа-интернат в Агвали. Заварку к чаю нам в столовой интерната готовили путем обжигания сахара-песка, чтобы получился коричневатый оттенок, а сам кипяток, а не «чай» подавали в алюминиевых кружках.

Вечерние тусовки ребят из разноязычных (более 6 языков в районе: один письменный и 5 бесписьменных!) сёл, потасовки в сочетании с ночными походами в колхозные и частные фруктовые и виноградные сады вечно голодных мальчишек делали интернатовскую жизнь насыщенной событиями местного масштаба. Было не грустно. Джек Лондон нашел бы здесь сюжеты для своих приключенческих рассказов.

А утром начинались уроки в школе. И мы, ученики выпускного класса, всегда с волнением ожидали прихода нашего классного руководителя – учительницы русского языка и литературы Алисы Васильевны Оболенской. Вряд ли бывают женщины красивее, грациознее и добрее нее. Она была для нас прекраснее итальянской кинодивы Клаудии Кардинале, Элины Быстрицкой и других кинозвезд той поры. Учительница приехала в Дагестан из легендарного Сталинграда. Говорили, что она отказалась от предложенной ей артистической карьеры в Москве.

Ее тихий и эмоциональный голос большой нежности завораживал нас, и мы, сорванцы, в большинстве сироты, чьи отцы погибли, защищая мир от фашизма, постигали с ее помощью трагедию героев Шекспира, тонкости музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова, философию Толстого и Чернышевского, патетику Белинского и Добролюбова…

Ни до этого, ни после этого не любил я мир так наивно, так чисто и так восторженно. Звонки об окончании уроков литературы мы воспринимали всегда с досадой, ибо хотелось, чтобы уроки романтики, надежды и света продолжались бесконечно.

Затем начинались уроки буйства, энергии и шалостей – уроки физкультуры Инала Исаева. Он был из соседнего района, молодой и не устающий, человек-динамит. Часто он ходил в военной форме, ибо недавно вернулся из армии. Был он могуч, и казалось нам, школьникам, что он и есть древнегреческий Апполон.

Инал Расулович организовал в школе секции практически всех видов спорта, и всюду он сам принимал активное участие. До него в школе было физкультурное затишье. Каждую субботу организовывались спортивные соревнования между классами и даже между школами района. Жизнь бурлила, как в Древней Спарте. В утренние часы многие мальчишки вместе со своим любимым учителем физкультуры бегали по горам, а затем окунались в бурные реки, даже в зимнее время, прорубив лед. Инал воспитывал нас спортом, словом и заботой. Спортивная площадка школы стала домом и ареной для школьников и даже для школьниц с обожаемым ими учителем физкультуры.

Алиса и Инал были очень разными: она тихая, застенчивая, утонченная и нежная принцесса с королевской осанкой, а он – могучий, динамичный, шумный, громкоголосый и мужественный. Но было и общее для них обоих: молодость и искренняя любовь к детям и к своей профессии. Мы не были для них родными, но они нас любили как родных, и мы очень старались радовать их нашими успехами. До сих пор помню их поощрительные отзывы: «молодец», «браво», «здорово», «так держать».

Алиса и Инал не могли не заметить и не полюбить друг друга: судьбой им была предписана яркая любовь и большое счастье. Дети знали, у кого из сельчан живут приезжие учителя. Через год Алиса и Инал поженились. Всегда и везде они были вместе. Это уже само по себе было новизной в горах, но это было и прекрасно, обворожительно, притягательно и красиво, как в романтических фильмах. Воистину эталон Величия, Молодости и Бессмертия Любви на Земле!

…Вскоре состоялся выпускной бал, и мы разъехались по разным дорогам и городам. Уехали и приезжие учителя тоже.

Прошли десятилетия. Почему-то никто не организовал встречу выпускников в школе, хотя мы были в большом долгу перед школой и учителями. Я истосковался по своим учителям и с большим упорством стал искать их. Нашел-таки некоторых! Написал им письма.

…Из Волгограда получаю письмо от Алисы Оболенской. Переписка завязалась. Письма! Письма! Их много. О, как их пишет моя учительница-литератор! Она обращается ко мне «Мой мальчик!», «Мой родной!». Будет возможность – издам их! Оказалось, что после Агвали Алиса Васильевна работала учительницей, завучем, а затем много лет директором школы в Волгоградской области. Повезло же школьникам этой школы! Написала, что у нее два сына, внуки, внучки, но младшего сына недавно выписали из больницы домой с неизлечимой формой кавернозного туберкулеза легких.

Я настоял на отправке его ко мне в Москву. Долго уговаривал. Приехавшего сына Алисы Васильевны мне удалось госпитализировать в Центральный институт туберкулеза АМН СССР. Попросил очень доброго и гениального академика АМН СССР Л. Богуша: «Он сын моей учительницы. Лечите его как министра!». Академик вылечил-таки сына моей учительницы. Далее мы смогли на три месяца отправить его бесплатно на санаторное лечение в Крым! Через год он вернулся домой абсолютно здоровым. Искренней благодарности матери за сына не было предела, но сама приехать в Москву для лечения больных суставов она категорически отказалась, мотивируя отказ тем, что не хочет ко мне явиться «искривившейся старушкой». О, возраст, о, логика женская! Возраст, безусловно, не молодит, но и он прекрасен своей сединой, мудростью и смиренностью. Приезжал в Москву и Инал Расулович, побывал в гостях у меня дома.

Продолжение в след. номере

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8