Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.12.2019 16:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 17.12.2019 г.

Слово о Матери и Учителе

Автор: Т. Гаджиева
Отличник народного образования РД, Почётный работник общего образования РФ, с. Цыйша, Кулинский район

«Вы не перестанете быть ребёнком, пока у вас есть мама»

С. Джейт

Утро. Из-за величественной вершины двуглавого Щунудага восходит искристое солнце, щедро разливая по всей земле море тепла и света, вдыхая жизнь в похолодевшую, озябшую за ночь землю, взывая к жизни всех, кто отчаялся в жизни этой. И начинает сиять всё кругом теплом и светом и радостью жизни.

Кто же сравниться с тобой Светило, по силе могучей, по теплу чудотворной твоей, по глубине животворящей?! Мама. Только Мама. Она подобно тебе сеет на планете зерна добра и света, человечности, разума, благородства, милосердия. Такая она, моя Мама, Заслуженный учитель Республики Дагестан Гаджиева Шипа Абуталибовна, Мама-Учитель, воплощение любви и прощения, благородства и стойкости, милосердия и самопожертвования.

Родилась она в с. Цыйша Кулинского района, через два месяца после начала Великой Отечественной войны. Её детство прошло в трудное послевоенное время. Первая среди женщин села получила высшее образование, стала учителем.

Её педагогический стаж – 58 лет! Столько лет мама учит детей азам русского языка и литературы в родной школе. За свой неимоверный и добросовестный труд удостоена многих наград и грамот, таких как медаль «За доблестный труд», Почётная грамота Кулинского РК КПСС, Почётная грамота министерства просвещения РСФСР, Почетная грамота райсовета ветеранов труда Кулинского района.

Но самое высокое звание и высшая награда для неё – уважение и любовь учеников, коллег, родителей, сельчан. Многие коллеги мамы, её же ученицы, пошли по её стопам. С особым почтением относятся к ней в селе и дети и взрослые. К ней всегда приходят за мудрым советом как к учителю, к матери. Она всегда протягивает руку помощи людям, принимает чужую боль и беду как свою.

Моя мама дала свет жизни нам — восьмерым детям. За тяжкий материнский труд она удостоилась ордена «Материнская слава» 2 степени.

…Зазвенит снова на синих деревянных воротах родного дома старенький бронзовый колокольчик и, как в детстве, прибежим мы к окошку, и радостный возглас раздастся в доме: «Мама из школы идёт!». Знакомая и родная картина, которая повторяется до сих пор. Элегантно и строго одетая, со стопкой тетрадей в руках. На лице нет и тени усталости. Тепло и свет излучают родное лицо, озарённое чуть заметной улыбкой.

Труд учителя продолжался и дома. Как же любили мы в детстве смотреть, как мама проверяла тетради своих школьных детей, тетради, исписанные ровным, красивым почерком. А другого почерка не могло и быть у её учеников. Ведь у неё самой почерк, словно искусный узор именитого мастера. Не изменился он за за пятьдесят восемь лет! Такие же отточенные буквы с красивыми завитушками!

У истинного учителя сердце наполняется радостью за каждый успех ученика, а маленькая ошибка воспитанника может расстроить до глубины души. Так и происходило с моей мамой, когда она проверяла работы учеников. По её лицу можно было прочитать обо всём.

Она сидела за столом, наклонившись над тетрадями, то хмуря брови на широком и чистом лбу, то зажигая искорками нескрываемой радости зелёные, словно бирюза, глаза. Никто не смел её беспокоить в это время. Мы знали, мама работает.

Благодаря маме мы ещё в детстве прониклись любовью к родной и русской литературе. Это она научила нас ещё в раннем детстве бережно и трепетно относиться к слову. И потому нашими друзьями с малых лет стали книги. Мы восхищались творчеством Лермонтова, Пабло Неруды, Низами, Фирдоуси, зачитывались произведениями Бестужева-Марлинского и Полежаева.

Помню, как зимним вечером мы с братом ходили за мамой по пятам и просили почитать нам рассказ или стихи. Она всегда находила время обрадовать нас своим задушевным, проникновенным чтением. Мы уже умели читать к тому времени, но из её уст произведение казалось таким таинственным и загадочным. Не только для нас, и в школе для всех детей был праздник, когда она приходила к ним замещать уроки русского языка и литературы.

И вот однажды я с братом, затаив дыхание, не сводя любопытных глаз с родного и милого лица, слушали поэму М. Лермонтова «Беглец».

После чтения поэмы брат как-то странно притих, а через несколько секунд спросил, широко раскрыв большие черные глаза: «Мама, как же так? А почему мать своего сына Гаруна не впустила домой?». Мама ответила: «Он же струсил, убежал с поля сражения, предал родных, друзей, Родину, не защитил их». Нашим детским умом и сердцем мы поняли, что хотела сказать нам мама, какими она хотела видеть нас, своих детей.

«Гарун бежал быстрее лани…» – эти строки из поэмы Лермонтова «Беглец» врезались в нашу детскую память как жизненный урок. Не зря же говорят, что детская память, как резьба по камню. Мы каждый день видели перед собой живой пример беззаветной преданности избранному делу, трепетное отношение к детям. Мама не читала нотации, не давала назидания, всего этого не нужно было, был просто её пример: её поступки, отношение к работе, к ученикам, к людям, ко всем – это всё было перед нашими глазами. И мы, ее дочери, не могли не подхватить эти искорки любви к профессии учителя.

Учитель в селе – это не просто учитель, это эталон для всех сельчан во всем: в быту и в работе. Это особый человек, который не имеет права ошибиться, оступиться.

Какой же груз был на плечах моей мамы! Работа в две смены в школе, домашние заботы. Восемь детей дома, и для каждого нужно было найти время и силы, чтобы воспитать достойно. Как же других учить, чему учить, если своих не сумеешь направить на прямой путь.

Профессия учителя – самая благородная ,ответственная, требующая много сил, ума, таланта, мудрости и терпения. В руках учителя самое могущественное орудие на земле – слово. Слово – дело великое. Словом можно объединить людей, словом можно разъединить людей. Поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним, чтобы оно не служило вражде и ненависти, заставляло светить во всю силу то светлое начало разума, которое заложено в каждом ребёнке. Это и есть главная обязанность истинного педагога.

Говорят, что педагоги через десять-пятнадцать лет выгорают, у них не хватает сил и вдохновения зажигать свет знания для детей. Нет. Эти слова не о моей Маме-Учителе. Она не из тех, кто выгорает так рано. Она другая. Особенная. Иначе бы не тянулись к ней дети, как 50 лет тому назад, радуясь каждому её уроку, стремясь научиться азам русского языка только у неё. Добрые и светлые люди, как магнит, притягивают к себе всех: и взрослых, и детей.

Вчерашние дети, твои ученики, а теперь седовласые отцы, как и тогда в школьные годы, вновь и вновь обращаются к тебе с почтением: «Моя учительница, спасибо Вам за замечательные мгновения в моей школьной жизни, спасибо за веру в себя, за то, что учили меня вставать, когда я спотыкался».

Учитель не может дать всё, обучить всему, но он указывает направление уверенной рукой. Учитель-врач, исцеляющий детские души, он знает, какое лекарство нужно детям, чтобы каждый из них нашёл свою дорогу в жизни, дорогу правильную, прямую.

Моя мама находила и находит силы и любовь для всех, будь то сирота или самый непослушный задира. Она умеет подбирать к сердцу каждого ребёнка ключик. Ученики верят ей, они любят её, они знают, учительница поддержит, подбодрит, скажет самое важное и нужное слово. Самым сокровенным её ученики делятся с ней.

В чём же секрет? В желании зажечь светильник души детской добрым светом, чтобы они, её ученики стали выше, чище, благороднее. В теплоте душевной, которую, как Солнце, щедро дарит она всем: и детям, и взрослым. И потому её ученики через много-много лет проносят эту теплоту в сердце своём, не предавая забвению того, кто зажёг в их душе добрый огонёк.

Вот и недавно твой ученик, которого 30 лет назад ты выпустила в самостоятельный полёт в жизнь, встретив тебя, взволнованно заговорил: «Шипа Абуталибовна, помните, как вы отвезли меня домой на спине, когда я поранил ногу. Как же тогда я желал, чтобы дорога домой не кончалась. Знаете, почему? Да потому что я почувствовал, будто моя покойная мама воскресла, я ощутил тепло любви материнской, Вы так заботливо и нежно несли меня, как Мама, вы так ласково говорили со мной, как Мама. Я помню, тогда моя боль ушла, ушла в никуда».

Нелегко вселять надежду и уверенность в собственных силах каждому ребёнку, особенно тем, кто в раннем детстве познал боль и страдание. Не каждый учитель способен затронуть самые тайные струны души детской. Только тот, у кого болит душа за детей, за их будущее. Только тот, для кого быть учителем — смысл всей жизни.

Моя Мама особенная. Она все это может. Ей все под силу, моей МАМЕ-Учителю.

Ни время, ни умаление престижа профессии учителя не смогло изменить её отношения к работе. Она не щадит себя, жертвуя здоровьем, отдыхом, сердцем своим ради любимой работы. Как же нужно любить свою профессию, каким крепким должен быть дух человека, чтобы изнемогая от невыносимых болей в больнице, находясь между жизнью и смертью, беспокоиться о пропущенных уроках в школе!

Достойны ли мы наших матерей, которые столько вынесли, столько пережили, подарили нам бесценное богатство – жизнь?! Не имеем права быть недостойными. Не имеем права жаловаться на жизнь, бояться трудностей, унывать, опускать руки.

Это мы, МАМА, твои родные дети и дети школьные, учимся у тебя умению прощать, не таить в себе зло, сопереживать, не отчаиваться, не бояться трудностей, радоваться плодам своего труда, быть добрее и благороднее, не терять верю в будущее.

Что бы не происходило в мире, мы, твои дети, не потеряем тягу к благородному, не растеряем на жизненном пути свет добра и любви, который ты зажгла в наших сердцах, наша нежная и добрая, мужественная и стойкая, наша любимая всеми МАМА!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11