Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.06.2017 10:14 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 27.06.2017 г.

Об истории родного края

Автор: М.М. Газимагомедов
учитель истории Дагестана и КТНД, МКОУ "Ругельдинская СОШ", Шамильский район

Сегодняшнее время — это время, когда усилие всех, школы, общественности, государственных организаций и учреждений, должно быть направленно на правильное воспитание подрастающего поколения. Самая важная и главная роль здесь, бесспорно, отводится школе. 

Историческая наука как никакая другая наука призвана воспитывать нравственность, духовность и другие лучшие черты в молодом человеке. Поэтому преподавание этого предмета должно быть организовано так, чтобы учителя и дети с большим вдохновением, любовью и радостью приходили на урок. Я хочу поднять вопрос о состоянии преподавания истории Дагестана в 8-11 классах, на изучение которой отводится по одному часу в неделю.
Автором учебника 8 класса является выдающийся дагестанский историк Расул Магомедов, перед которым готов преклонить голову любой дагестанец, любящий свой край и понимающий ее историю. Но, по-моему, нельзя было взять и сделать его научный труд учебным пособием для 8 класса, из-за чего учебник получился чересчур академизированным. Иллюстрации фактически отсутствуют, да и имеющиеся размещены не по теме. Например, памятник культуры Х в. – христианский храм Датуна размещен в теме «Вторжение арабов», бронзовые браслеты из Аркасского могильника ХI-XII вв. и глиняный кувшин из с. Хури X-XI в. в теме «Феодальные княжества и политические объединения» и т.д. Учебник перенасыщен именами, названиями, событиями, которые не то что ученики, даже учителя не могут запомнить и понять.
Учебник 9 класса более доступный для учеников, но некоторые темы не соответствуют уровню сегодняшних требований. Например, очень мизерный материал по Кавказской войне, особенно сражение при Ахульго. Ни имен, ни названий, ни героев, ни иллюстраций, ни цифр. Даже дата сражения отражена неправильно: 1838 год вместо 1839.
Учебник 10 класса – тоже материал научного труда: бесчисленное множество цифр, процентов, дат. Нет ни одной иллюстрации, хотя есть возможность размещать их на каждую страницу. Можно было поместить дополнительный справочный материал о руководящих работниках Дагестана, т.к. невозможно определить, в какой период кто был руководителем государственных органов республики.
Что же касается учебного пособия, отражающего исторические события с 70-х годов прошлого столетия по настоящее время, то он отсутствует, учителям приходится искать материал в разных источниках. Никакого методического аппарата по истории Дагестана не имеется. Никаких карт по истории Дагестана в школах нет, приходится использовать административные и физические карты. Нет также хрестоматийного материала.
Концентрическая система планирования преподавания не дает возможность усвоения учебного материала. Например, на изучение темы «Дагестан во второй половине 18 века» отводится один час. Как можно за один урок охватить все: культуру, экономику, отношения с соседями, социальные движения? Получается, даём детям все и одновременно ничего.
У разных авторов некоторые события и факты преподносятся по-разному. Так, первое появление арабов в Дагестане датируются 642 и 643 годами, число ушедших на Великую Отечественную войну колеблется от 150 тысяч до 180 тысяч человек. Детям это как-то можно объяснить, а когда попадаются такие вопросы на олимпиадах, здесь уже возникает много проблем.
Вот уже более десяти лет учителя Дагестана ждут новый учебник по истории Дагестана. Несколько раз этот вопрос обсуждался на уровне министерства образования, но дальше обещаний дело ни двигается. В этом году олимпиада по истории Дагестана проводилась в ДГУ. На кафедре истории Дагестана висит огромный стенд с портретами дагестанских историков, начиная с Гасан-эфенди. Аль-кадари. Очень отрадно, что у нас столько профессоров и докторов наук по истории Дагестана. Но, как же нехорошо нам, что, при наличии такого огромного количества ученых-историков, нет нормального учебника истории Дагестана. Ведь нынешним историкам, по-моему, многого сделать не нужно, потому что оно сделано Р. Магомедовым, М. Шигабудиновым, А. Исламмагомедовым, А. Шихсаидовым, Разаковым, В. Егоровой, Х-М. Хашаевым, Агларовым и многими другими. Просто нужно собраться вместе, обобщить имеющийся материал, прийти к единому мнению и выпустить и выпустить доступный и понятный для школьников учебник. Преподаватели ДГУ ссылаются на отсутствие денег. Печально и обидно, что не могут найти небольшие средства на это благородное и нужное дело.
В статье я раскрываю не только свое личное мнение, а проблему всего учительского корпуса, обсуждаемую на методических объединениях учителями истории района, а также учителями — участниками республиканской олимпиады по истории Дагестана. Мы надеемся в недалёком будущем увидеть новый учебник, написанный простым, доступным языком, с цветными иллюстрациями, необходимым методическим аппаратом.
Когда уже статья была подготовлена к публикации, в газете от 14 марта 2017 г. прочитал статью моего коллеги А. Ахбердилова, участника конференции «История России XXI в. глазами школьников», где он пишет, что на уровне Совета Федерации внесено предложение о введении обязательного ЕГЭ по истории России.
Это, конечно, хорошо, и учителя истории, наверное, рады, что повышается статус этого предмета. Но вопрос в другом: готовы ли наши школы и дети к этому? Для этого приведу лишь один пример. Тема: «Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I» 10 класс. Из этой темы реально могут быть включены в задания ЕГЭ следующие даты:
• правление Павла I
• указ о престолонаследии;
• указ о трехдневной барщине;
• осуществления заговора;
• правление Александра I;
• указ о вольных хлебопашцах;
• создание министерств;
• преобразования Сперанского;
• учреждение Госсовета;
• русско-иранская война;
• русско-турецкая война;
• русско-шведская война;
• участие России в войне против Франции;
• Тильзитский мир.
При такой насыщенности учебного материала и два часа в неделю на изучение предмета не решат проблему.
Я не против ЕГЭ, но излагаю реальность, тем более, что скоро ожидаем в школах синхронное изучение истории России и мира. Уверен, материал не убавится, а станет еще больше. Поэтому считаю, что прежде, чем вводить закон, нужно решить проблему, т.е. создать условия, учитывая реальность и мнение непосредственных участников процесса – рядовых школьных учителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

102