Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.12.2020 20:02 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 30.11.2020 г.

Пришёл на урок проверяющий…

Автор: М. Эфендиев
учитель русского языка, МКОУ «Игалинская СОШ», Гумбетовский район

Творческий потенциал учителя зависит от многих факторов: от того, в какой коллектив попадёт молодой педагог после вуза, кто будет рядом, кто идёт к нему на урок. Специалисты отдела образования или инспектора, проверяющие школы, знают, что творчество учителя во многом зависит от них.

К сожалению, нередко проверки мало что дают учителю, не обогащают его, не зовут к поиску. Ещё хуже, когда приносят вред.

Вот методист отдела образования – математик по образованию – уверенно, напористо посещает уроки литературы. Насколько основательны его познания в сфере гуманитарной, сказать сложно, но в умении считать – картина была впечатляющей. Подсчёты велись ревностно: сколько минут затрачено на опрос, объяснение, организационные «моменты». Категорично утверждалось, что многое было «не то» и «не так». И всё это без достаточно серьёзной аргументации. Так была подведена «база» для выводов. При этом уровень теоретической подготовки учителя, широта кругозора, общая культура, глубина мышления, эмоциональное воздействие, умение создать интересную проблемную ситуацию – все эти «мелочи» оказались вне восприятия проверяющего.

А вот вариант, иной по форме, но тот же по существу. Инспектор из института повышения квалификации (химик по образованию) методично посещает уроки географии, требуя «поменьше усложнений» и побольше «фиксации» в ученических тетрадях. Но будет ли это способствовать развитию мышления ребят? Заставит ли это учителя искать эффективные методы, приёмы работы?

Разве не бывает случаев, когда некоторые руководители механически переносят в школу рекомендации курсов, совещаний, семинаров? Насаждают их без учёта конкретных условий, индивидуальных возможностей, творческих особенностей педагогов?

Страдают учителя и от бездумного выполнения тех или иных «установок». Все согласны, что надо использовать интерактивные средства, дидактический материал, наглядные пособия и т. д. Учитель глубоко, ярко, увлекательно раскрывает тему, широко привлекая интереснейший дополнительный материал. Класс увлечён, а инспектор упрекает: почему не было ни одного наглядного пособия, ТСО, не использовались современные инновационные технологии? В итоге – отрицательная оценка хорошего урока.

Грустно, но и это не предел своеволия проверяющих. Бывает даже, что внезапно прерывают преподавателя и проводят импровизированный опрос учеников, чтобы «разоблачить» таким образом тех, кто не знает. Вот инспектор в разгар урока выходит к доске, отстранив учителя, начинает задавать вопросы школьникам, не зная их индивидуальных особенностей, требуя немедленной сдачи тетрадей.

Какую пользу может принести такое демонстративное недоверие к педагогу? И какой тяжкий удар наносится его репутации, а следовательно, и самим основам учебно-воспитательного процесса!

...Чего стоит и беззастенчивое «копание» в документации педагога. Кое-где даже склонны придерживаться девиза: «Поурочный план – лицо (?!) учителя!» В одной из школ додумались до того, что «перекрыли» вход и заставили всех предметников тут же, у входа в коридор предъявлять поурочные планы. Интересуясь, разумеется, лишь их внешней «солидностью» и наличием свежей даты…

Всем этим с особым рвением занимаются некоторые проверяющие, конечно же, не болеющие за интересы дела. Творческое лицо учителя им безразлично. Правильно понять и объективно оценить происходящее на уроке, а тем более дать толчок поиску, может только человек, отличающийся нестереотипным складом ума, широкой ориентацией и подлинной культурой.

Полноценный, знающий дело администратор абсолютно не нуждается в «методах», о которых шла речь. Присутствуя на занятии, он прекрасно понимает то, что там происходит, и ему совершенно ни к чему бумажные «подпорки». Он, к примеру, заглядывает в поурочный план учителя только в одной единственной ситуации. А именно: когда обнаруживается, что молодой коллега слабо подготовлен теоретически, не умеет отделить главное от второстепенного. Мыслящий, знающий дело администратор легко обнаружит это и предложит педагогу систематически знакомить его со своим планированием, чтобы оказывать реальную помощь.

В подобной ситуации это закономерно. Однако согласитесь: очень скверно, когда проработавшего долгие годы седеющего учителя – человека культурного, думающего, знающего своё дело, – вдруг, ни с того, ни с сего обязывают немедленно «предъявить» урочный план. И вот он, заслуживающий безусловного доверия и уважения, подчиняясь требованию, граничащему с капризом, начинает подпрыгивающими пальцами торопливо перелистывать свои бумаги, бледнеет и робко протягивает план…

Каждая встреча с проверяющим, будь он член администрации, инспектор или методист ОО, должна стать событием в духовной жизни учителя. Событием, благоприятно влияющим на его гражданское, духовное, нравственно-этическое и, конечно, педагогическое формирование.

Как вам кажется, уважаемые коллеги, актуальна ли тема, затронутая мною?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13