Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.04.2020 16:23 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 28.04.2020 г.

Сердце остаётся с детьми

Автор: М.А. Гаджиибрагимов
с. Гувлиг, Табасаранский район

Последний звонок и уход учителя на заслуженный отдых трудно назвать праздником: завершается очень важный и длительный этап жизни и кажется, что впереди пустота. И тут, чтобы человек, привыкший всегда бывать в центре внимания окружающих, не почувствовал себя лишним, забытым, не потерял себя, свою значимость, учёные мужи предлагают нам пользоваться самым дешёвым, но в то же время самым эффективным лекарством – умением всегда занять себя. Окончательного решения я ещё не принял, но…

Не хочу, не желаю, да и не приму, если мне скажут: «Уходя, уходи!». Дети будут всегда со мной – с их щебетаньем, весёлым говором, угрюмым молчанием. Суетливые, упрямые, смышлёные, внимательные, любопытные и любознательные, аккуратные, вихрастые, с косичками в бантиках, задиристые. Самые разнообразные, но главное – интересные. Они будут преследовать меня во сне и наяву, дома и в гостях, днём и ночью. Мои мысли всё время будут вертеться около да возле них. Я буду с ними у доски на уроке, на ОГЭ и ЕГЭ, и до и после.

Мне вспоминается один случай, когда после ЕГЭ по русскому языку завуч школы сообщил учащимся результаты (все сдали успешно). Первым вопросом учащихся был: «А наш учитель знает, что у нас всё хорошо?» Дети всё время чувствовали моё незримое присутствие, знали, что я болею за них и переживаю вместе с ними. Я помню всё до самых мелочей – от первых уроков в 1960 году по настоящее время.

В 1956–1960 годы я учился в Дербентском педагогическом училище, где на самом высоком уровне происходило формирование педагогической интеллигенции Дагестана. Училище занимало лидирующее положение в подготовке учителей начальных классов. С 1963 по 1969 год обучался в Дагестанском государственном университете. Это были годы, когда планка целостности образовательного процесса надёжно держалась на нужной высоте.

По той продукции, которую сейчас получают школы из высших учебных заведений, можем заключить, как всё скуднее и скуднее становится духовное наследие, которое мы оставляем нашим потомкам. Если так будет продолжаться и дальше, то, как говорил Л. Н. Толстой, наша сила будет держаться на невежестве народа. К большому нашему сожалению, невежество глубоко запустило свои корни в народе. С каждым днём, месяцем, годом всё больше и больше становится людей, подпитывающих эти корни и иссушающих молодёжь духовно и нравственно. Слишком дорого обойдётся нашей стране это невежество. Когда спохватятся, будет уже поздно! Почему-то мы забываем, что самое большое богатство – ум, а самая большая нищета – это невежество.

С 2013 года я стал печататься в наших газетах. Почему? У меня появилось желание поделиться с людьми опытом работы, знаниями, оставить в наследство добрую память о себе, выразить в словах свои мысли, чувства, своё видение и понимание окружающего мира, наставлять молодёжь на правильный путь, сеять "разумное, вечное, доброе". Не брать с собой в мир иной своё нравственное составляющее, а передать эстафетой в надёжные руки, помочь детям, близким не падать ни телом, ни духом, отличать друзей от врагов, быть в дружбе с совестью. В своих статьях я призывал молодёжь придерживаться всегда активных жизненных позиций, но она, теряя бесценное нравственное составляющее, закладывает фундамент духовного разложения для потомков. Как говорил физик С.П. Капица: «Управлять такой страной легко, но у неё нет будущего».

В школе через мои руки прошло много учеников, теперь они взрослые. Если я смог посеять в их сердцах разумное и доброе, что делает нас настоящими людьми, то могу сказать с гордостью, что не зря прожил свою жизнь. Не всем быть большими начальниками, но все наши выпускники стали людьми, достойными нашей гордости, уважения и любви. Что может быть дороже, когда выпускники школы с открытой душой и с улыбкой на лице идут навстречу тебе, здороваются с тобой и интересуются твоим здоровьем? Недавно односельчанин, который учился у меня в первом классе пятьдесят лет тому назад, в окружении большого количества людей с детской радостью рассказывал, как я выручил его в трудную для него минуту в самом начале его жизненного пути. Своим рассказом он очень обрадовал меня, и на душе стало светло от того света, который я зажёг в нём в те далёкие годы и который он носил в себе до сих пор.

Миссия педагога – сотворение «человека в человеке», и она берёт начало с момента, когда ребёнок впервые переступает порог школы. От внутренней теплоты учителя зависит будущее этого маленького человечка, и эту теплоту души ребёнок должен чувствовать не один, не два дня, а на протяжении всей жизни. Именно в самом начале жизненного пути с помощью учителя закладывается фундамент, от прочности которого зависит великолепие архитектурного здания, именуемого жизнью.

Я хочу вплести в своё повествование исповедь сироты, где он обожествляет учителя: «Отца всегда не хватало мне в жизни. Даже в драках, ибо за меня некому было заступиться. Не было старшего брата. Мне пожизненно не хватало мамы, и в одиночестве до сих пор тоскую по ней. Мне с малых лет понятна тяжесть жизни и тягость неустранимой щемящей боли в сиротской душе. После того, когда у меня появился учитель, я в какой-то мере перестал чувствовать себя сиротой. О, эти объятия учителя! Он возвысил меня! Его вера берегла и сопровождала меня на всех серпантинах моей нелёгкой судьбы. Он зажёг во мне свет, который не погаснет много, много лет… Одновременно я посещаю могилы отца, матери и моего учителя».

Тут уже не поспоришь с мудрым человеком, который изрек: «Только в том обществе, где учитель стоит выше всех и всего, есть достойное настоящее и прекрасное будущее, духовное благополучие, экономическое развитие и научные высоты! Не дай Бог человечеству остаться без великих учителей!» А. П. Чехов утверждал и убеждал нас в том, что в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли. Вот с чем мы, учителя, должны идти к детям и научить их строить свою жизнь, «на чужое не зарясь, не прося взаймы».

Мы никогда не должны забывать: если наши ученики возвышаются – возвышаемся и мы, если они проваливаются – проваливаемся и мы. Профессия учителя, можно сказать, святая, но не все это понимают. Сохранение и умножение нравственных ценностей в человеческом общежитии – это долг каждого учителя. В руках учителя – огромные возможности. И от того, как он эти возможности будет реализовывать, зависит сила и слабость государства, его мощь, уровень культуры, образования, экономики, его место в созвездии великих держав.

Забота об учителе, повышение его жизненного уровня, внимание к его проблемам, создание ему нормальных условий для работы – это тоже святой долг государства. Поговорка «как аукнется, так и откликнется» в самом прямом смысле относится и к предмету нашего разговора. Правильно говорят, что пеший конному не товарищ, что сытый голодного не разумеет. Не понять нашим высоким чиновникам, как трудно дагестанским учителям свести концы с концами. Ведь им нужно на свою мизерную зарплату (скорее всего это садакьа) семью обуть, одеть, накормить, детей на ноги поставить.

Отношение государства к школе, к учителю всегда желало оставлять лучшего – это не секрет. Ответственные за школьное образование высокие чиновники мимо ушей пропускали и пропускают высказывания зарубежных государственных деятелей и наших корифеев наук о роли учителя как в укреплении, так и в ослаблении мощи страны. Страна, которая экономит на детях, на учителях, на подрастающем поколении, – это страна с неопределённым будущим. «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы», – говорил О. Ф. Бисмарк.

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Учитель в школе для своих учеников должен быть и другом, и соратником, и мудрым наставником. Хороший учитель – как свеча. Он может осветить дорогу другим. Как часто и заслуженно мы цитируем Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим …», и наши сердца переполняются гордостью. Еще В. Г. Белинский – критик и патриот России – написал пророческие слова: «Завидую внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке, и искусству, и принимающую благоговейную дань уважения от просвещённого человечества». Красиво сказано, но в контексте сегодняшней России, когда по качеству жизни, куда входит и образование, мы находимся по данным ООН за 2018 год на 49-м месте из 189 стран, слова Белинского воспринимаются как злая ирония.

...В народе говорят, что одна паршивая овца всё стадо пачкает. Не в обиду порядочным учителям будет сказано, что в наши ряды просочилось много невежественных людей, которые отдаляют учащихся от школы, не позволяют детям участвовать во внеклассных, культурно-массовых мероприятиях, где есть возможность проявить себя, выявить таланты, где дети чувствуют себя комфортно, раскованно.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Стремясь вписаться в те или иные проекты, программы, придаём школам более или менее приглядную форму – возводим каркас здания, но эту форму нужно наполнить содержанием – укомплектовать школы квалифицированными кадрами, оснастить кабинеты современным оборудованием, техническими средствами обучения, сделать учебный процесс интересным, увлекательным.

К сожалению, многие дети не готовы систематически и целенаправленно заниматься в целях получения знаний, умений и навыков, дальнейшего приобретения нужной для себя, для своей семьи профессии. Как стрекоза из басни Крылова, они «поют и пляшут» всю юность – самое продуктивное время в жизни человека. И как та же стрекоза, оказываются совершенно не приспособленными к взрослой жизни, наполненной суровой борьбой за выживание. Оканчивая школу, наши дети получают аттестат зрелости. О какой зрелости может идти речь, если большинство 17–18-летних юношей и девушек ничего не умеют делать своими руками, своей головой, чтоб поддержать семью, чтобы быть примером для младших и опорой для старших?

Я хочу обратиться к родителям и педагогам, к тем, кто непосредственно связан с воспитанием и обучением детей.

Уважаемые родители! Не будьте равнодушными созерцателями в становлении своего ребёнка, активно включайтесь в его учебный процесс. Не ограничивайте круг его познавательной деятельности одними учебниками. Вкладывайте частичку своего семейного капитала в духовное развитие ребёнка, и вы будете сторицею вознаграждены за это. А.С. Макаренко утверждал, что умение воспитывать – это искусство. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.

Уважаемые учителя! Пока ученик за школьной партой, постарайтесь наполнить его душу хорошим, добрым, возвышенным. Пусть никогда не иссякают ваша доброта и мудрость. И помните, что урок – это очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем, что именно на уроке мы должны зажечь у маленького человечка огонёк жажды познания. Постарайтесь оставить после себя хороший след. Научите детей понимать и оценивать жизнь. Постарайтесь увидеть в них уже за школьной партой покорителей космических высот и морских глубин, талантливых врачей, эрудированных учёных, инициаторов смелой инженерной мысли. В народе говорят: «Если хочешь, чтобы год помнили – сажай цветы, долго помнили – посади дерево, вечно помнили – учи детей».

Уважаемые руководители управлений образования и образовательных организаций! Постарайтесь увидеть труд учителя, оценить его и достойно проводить на заслуженный отдых, давая ему возможность почувствовать, что он не зря посвятил свою жизнь школе, детям, обучению и воспитанию подрастающего поколения. И в то же время утвердить в нём чувство законной гордости, что он был и в дальнейшем остаётся значимой личностью, полезной детям, окружающим и своему народу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6