Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.06.2020 11:03 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 16.06.2020 г.

Привычка к плагиату – родом из школы

Автор: Н. Яковлева
Источник: http://www.ug.ru/

На Западе о плагиате в образовании говорят давно. Во многих странах по закону он даже приравнивается к мошенничеству. В 2010 году, например, швейцарскому школьнику не только не засчитали выпускной экзамен, но еще и оштрафовали, признав его письменную работу «явным плагиатом» за то, что цитировал Википедию без ссылок.

По данным Юрия Чеховича, доцента Московского государственного университета и руководителя проекта «Антиплагиат», больше двух третей учебных работ в России содержат определенный процент плагиата. Волна докатилась и до школы. Российский совет олимпиад школьников планирует ввести систему антиплагиата «за счет непрерывного компьютерного мониторинга заданий путем их обязательного включения в единую базу, а также формирования базы паспортов профессиональных достижений дипломантов олимпиад», как сказано на сайте. Ученые считают, что привычка к плагиату – родом из школы. В общем-то, они правы, хотя полная уверенность взрослых и умных людей в нечистоплотности детей, которых заранее подозревают в воровстве авторских прав, несколько смущает. Откуда берется у юного поколения эта нечистоплотность? Не от старших ли?.. Интернет пестрит жалобами учителей о том, что у них украли авторскую статью.

«В Сети очень часто встречаются материалы педагогов, посвященные проблеме профессионального портфолио. Раскрывается его структура, рассматриваются различные его варианты, даются определения, но почему-то нигде не приводятся ссылки на авторов, часто нет даже списка литературы. Возникает ощущение, что эти педагоги сами же и придумали все эти портфолио от начала до конца – от определения до структуры и содержания. Причем одновременно. И написали об этом одними и теми же словами. Слово в слово. Может ли настоящий педагог быть неспособным к творчеству? Как педагог будет говорить со своими учениками о честности?», – говорит Олег Чернухин, заведующий кафедрой естественных наук и экологии новосибирского Дворца творчества детей и учащейся молодежи.

Вопреки расхожему мнению, писать дано не каждому. В педагогических вузах этому не учат, и идут туда люди, чтобы воспитывать детей, а не заниматься бумагомарательством. Педагогам, увы, этим заниматься приходится – не только, чтобы подготовиться к аттестации, но и получить надбавки из стимулирующего фонда. Учитель – тоже человек, ему нужны деньги, а публикация материала в прессе или Интернете ценится высоко. Не думаю, впрочем, что списать общие слова – такое уж большое преступление, тем более что авторство их в Интернете не всегда и определишь. Только вот беда в том, что педагоги, не умеющие правильно пользоваться информацией, не могут научить этому детей.

Сама система оплаты учительского труда рождает плагиаторов. Действительно ли школьники, участвующие в олимпиадах, конкурсах и викторинах, искренне интересуются тем, о чем пишут? Или они творят, чтобы «отвязаться» от учителя? Получить оценку? Добавить лишнюю грамоту в свое портфолио? Детский плагиат в век развития компьютерных технологий выявить не так трудно: для этого есть масса программ. Впрочем, он не сильно затейлив, иногда достаточно набрать в Интернете одну фразу из школьной работы, но это если захочет учитель. А захочет?

Выявление детской одаренности – точнее, подтверждение этой работы – принимает угрожающие размеры. Не важно, что за олимпиада, кем организована, зачем нужна, но школы просто рвутся принять в ней участие. Состязания детских умов сейчас не организует только ленивый.

Недавно в Омской области одна химическая кампания провела «научно-исследовательский конкурс», в котором приняли участие 17 тысяч школьников. Если всех так увлекает химия, то почему не пользуются популярностью химфаки? Скорее всего, конкурс привлек педагогов исключительно в надежде добавить баллы в «прайсе» стимулирующих надбавок.

«Наверное, ситуаций, в которых плагиат навязывается учителем, мы создаем немало, – считает Галина Евгеньевна Шамаль, учитель начальных классов гимназии № 6 города Лангепаса. – Такие ситуации часто связаны с обилием учебных заданий – некогда ребенку сделать что-то свое, а делать-то надо. Бывает, не учитываются сроки реальных временных затрат и индивидуальные особенности, ведь не все «созревают» сразу, кому-то надо вдуматься, вжиться. Какие-то задания можно предлагать в дифференцированном варианте – по уровню сложности, по сферам интересов, а не "под одну гребенку"».

Впрочем, педагоги – люди подневольные. Если первенство мозгов организует департамент или министерство – в школы тут же спускается «разнарядка». Ведь чем больше «одаренных» детей – тем лучше отчет.

В конкурсах юных исследователей участвуют и младшие школьники. Вроде бы это развивает самостоятельность, креативность, но учителя понимают, малыши сами мало что могут, поэтому поощряется «совместная» работа с родителями. Чаще это просто работа родителей.

Как может ученик начальной школы, которому полагается проводить за компьютером не более часа в день, сотворить 10 страниц реферата, предварительно перелопатив кучу книг и сайтов, а потом еще смастерить презентацию. И как это соотносится с заботой о детском здоровье?

По данным Роспотребнадзора число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12 %, более чем у половины школьников есть хронические заболевания. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза. Причина этого – школьная нагрузка, превышающая физиологические нормативы. Эту нагрузку увеличивают олимпиады и викторины, большинство из которых формальны и нужны вовсе не детям.

Вот, например, как оценивались работы на областном исследовательском (!) конкурсе «Летопись сибирских деревень». За собственный опыт, свое исследование автор может получить максимально 4 балла, зато за «соответствие оформления» – аж 6! То есть читать жюри не будет, только картинки посмотрит? А креативность мышления из чего возьмется? Фактически идет воспитание использования плагиата. Учителя и чиновники сами без конца пишут и принуждают детей создавать рефераты, «исследования»… Как бы самостоятельно.

Может, надо все-таки делать так, чтобы дети хотели? А занимались с ними педагоги, которые действительно могут быть научными руководителями – в соответствии с желаниями и умениями? Например, педагоги дополнительного образования в центрах для одаренных детей, которых теперь в каждом городе по несколько штук. Еще лучше, если, вместо того чтобы выискивать плагиат в детских работах, в школы пойдут вузовские ученые, заинтересованные в том, чтобы у них появились увлеченные студенты. Пускай создают в школах научные общества, где будут заниматься желающие, работают с учителями и родителями, грамотно выбирают конкурсы и олимпиады. Только станут ли они это делать за те стимулирующие копейки, ради которых напрягаются учителя, усложняя и без того нелегкую жизнь учеников?

От редакции: Уважаемые читатели! Считаем тему школьного плагиата, поднятую российскими педагогами, актуальной и приглашаем учителей Дагестана к обсуждению данной темы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3