Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.06.2022 17:02 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В единстве наша сила

1999 год занял особое место в истории Дагестана как год суровых испытаний, выпавших на долю многонационального дагестанского народа. Как гром среди ясного неба для всех дагестанцев прозвучало сообщение о попытке большого вооруженного отряда боевиков под командованием Ш. Басаева установить контроль над Цумадинским, Ботлихским и Новолакским районами. В это трудное время все народы Дагестана сплотились в борьбе за свободу своей земли.

Над республикой нависла явственная угроза потери единства и перспективы мирной жизни. В этих условиях резкого обострения обстановки, перед лицом грозящих опасностей необходимы были еще большая сплоченность и единство, мобилизация всех физических сил и морального духа дагестанцев во имя восстановления мирной жизни в республике и скорейшей ликвидации врагов, посягнувших на Дагестан.

В те трудные августовские и сентябрьские дни испытаний дагестанцы проявили лучшие свои качества: мужество, стойкость, смелость, бесстрашие, преданность Конституции. Опасность нависла над каждым жителем республики, и мало кто думал, что все образумится само собой, поскольку от людей потребовались сплоченность и единение, а не позиция безучастного наблюдателя, неприемлемая для истинного патриота и гражданина. Дагестанцы не могли допустить, чтобы их лишили права строить дома и растить детей, торговать и развивать экономику своей республики, свободно излагать свои мысли и активно участвовать в в жизни общества.

Республика оказалась перед ответственным выбором – идти по пути войны и разрухи, как это произошло чуть раньше в Абхазии, Карабахе, Чечне, или, поддержав принимаемые в республике меры по наведению конституционного порядка, активно содействовать их осуществлению. Пришло понимание, что Всевышний благоволит не тем, кто разрушает дом ближнего, а тем, кто защищает родной кров. И защищали родной кров всем миром. И те, кто оказался в самом горниле и те, которые проживали за сотни километров от боевых действий.

До самого последнего момента мы надеялись на мирное разрешение конфликта, хотя и чувствовали всю сложность складывавшейся в республике ситуации. Не труднопредставить, к каким необратимым и трагическим последствиям может привести отделение Дагестана от Российской Федерации, которое преследуют бандиты.Проявив мужество и высокую ответственность, предстоит любыми путями очиститься от лиц, преследующих корыстные цели. Все Дагестанцы в эти дни проявляют готовность в трудный час перед лицом грозного испытания защитить свой горный край, конституционный строй и свой исторический выбор быть вместе со всеми дагестанскими народами в составе Российской Федерации. Терроризм вернулся в словарь современного человека. И вернулся еще более страшным, чем уходил, теперь он принял черты бандитизма.

Нужно было принимать экстренные меры. В резолюции конференции, которая экстренно состоялась в Дербенте, был пункт о создании отрядов самообороны в приграничных районах республики. Не остался в стороне и Табасаранский район. На митинге в Дербенте выступил военный комиссар района, подполковник Курбанов Ислам Ибрагимович.: «Я, как военный человек, долго говорить не буду. Предлагаю срочно создать оперативный штаб и временную оперативную группу из военнослужащих и гражданского персонала военного комиссариата района». Начальник райотдела милиции Агагюлов А.Х. предложил оповестить все население района и узнать мнение каждого жителя.

И уже на следующий день на площади в районном центре с.Хучни собрался многотысячный митинг. Приехали представители всех сельских советов. Участники митинга гневно осуждали сепаратистов. Такой патриотизм людей вызывал огромный энтузиазм А участники Великой Отечественной войны Байрамов Багаутдин из с.Хучни и Алиев Эскер из с.Акка, выступили с призывом к табасаранцам записываться в добровольческие отряды и выехать на помощь братьям. Призыв был сразу поддержан, и уже на митинге было сформировано три добровольческих отряда.

Районный штаб в количестве семи человек, в состав которого вошли работники администрации, РОВД, прокуратуры, директор завода «Ватан», выполняющего военный заказ, работали круглосуточно. Велось дежурство, патрулирование.

Штабом было принято решение закупать винтовки. Средств у района и населения в эти итак трудные годы, не было. Глава района договорился об обмене. В магазине г.Каспийска с разрешения руководства республики лучшие ковры — произведения искусных ковровщиц, покоривших мир своей красотой, были обменены на оружие. В то же время жители района начали собирать продукты питания для новолакцев.

Глава сельского поселения «Кужникский» ИбрагимовШахбан Мазанович отвез первые 3,5 тонны картошки в зону боевых действий. 70 мешков груза с большой благодарностью принял председатель по приему гуманитарной помощи беженцам Новолакского района А.Я. Буттаев. «Я разговаривал с жителями, они искренне были рады любой помощи, признаваясь в том, что она, к сожалению, приходит только от жителей разных районов республики» — рассказывал послеШахбан Мазанович.

Своими мыслями о том времени поделился Маграмов Тажутдин Рамазанович, который в те дни был руководителем районного отряда ополчения: «Дагестан идет вместе с Россией уже 200 лет – два века общей истории, общей судьбы, благодаря которой Дагестан многого достиг в своем развитии. Об этом никогда нельзя забывать».

Ошибался один из идеологов северокавказских боевиков Багаутдин Кебедов. Ссылаясь на своих сторонников в Дагестане, он утверждал, что в случае прихода вооруженных отрядов в республику подавляющее большинство населения поддержит их и поднимет всеобщее антироссийское восстание. Бандиты, вторгшиеся на территорию Дагестана, заявляли о том, что якобы хотят помочь дагестанцам освободиться от русского ига. Ответом на это было то, что около шести тысяч мирных жителей оккупированных аулов ушли оттуда, куда «освободители» вошли без их спроса и согласия. И это означало, что горцы Дагестана, испокон веков трепетно оберегавшие свои честь, достоинство и независимость, разглагольствования о каком-то «русском иге» совершенно не приемлют.

События 1999 года стали большим потрясением. Все понимали, чем это может грозить Дагестану, России. Не было уверенности в том, что во все районы не просочатся бандгруппы. Поэтому были выставлены посты на всех въездах и выездах многих населенных пунктов. Было установлено дежурство в организациях, круглосуточно все посты были на связи. Все были готовы обороняться, защитить свой дом, свою землю. Готовы выехать в районы, где банды бесчинствовали, и, если понадобится, отдать свои жизни за братский народ, за единство наших народов, за братскую дружбу всех народов России.

В экстремальной ситуации народы Дагестана сориентировались очень быстро и потребовали от республиканских и федеральных властей принять самые жесткие меры к агрессору. И такие меры были приняты. Уже 16-го числа Госдума постановила: «считать вторжение незаконных вооруженных формирований особо опасной формой терроризма с участием иностранных граждан, направленной на отторжение Дагестана от России». А 23 августа бандиты ушли с дагестанской земли.

События двадцатилетней давности показали, как простые дагестанцы дали мощный толчок росту российского патриотизма. На мероприятиях, посвященных этой исторической дате, Глава Дагестана сказал, что это было важно не только для Дагестана, а для России в целом, показать международным бандитам, что народ един. На встрече с Президентом страны люди говорили, что гордятся главой государства, как он ведет международные дела, как работает с людьми, как откликается на помощь во время катастроф и природных событий. И отвечая на их слова, Владимир Владимирович отметил, что силу и мужество любому главе государства дают именно люди. И для меня было важно, что люди готовы идти на любые жертвы ради своей Родины, ради спокойствия и единства всех народов страны.

Вот и сейчас, когда идет специальная военная операция на Украине, дагестанцы геройски сражаются с бандеровцами и нацистами. И как тут не вспомнить слова нашего Президента: «Когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…». Слова Владимира Владимировича еще раз доказывает единство и сплоченность народов нашей страны, и что именно в этом единстве наша сила.

К. Алибекова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9