Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

28.09.2021 21:33 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 28.09.2021 г.

Растить патриотов!

Автор: М.А. Арсаева
учитель обществознания, МКОУ "СОШ № 17", г. Хасавюрт, Почетный работник образования России

Сущность моего опыта состоит в выработке системы по формированию и развитию качества гражданина и патриота на уроках и во внеклассной работе по обществознанию с использованием традиционных и инновационных методов и форм обучения. Свою миссию педагога вижу в том, чтобы помочь подростку в становлении его жизненной позиции,

социализации.

Патриотизм... Как много в этом слове! Это и любовь к своей Родине, преданность ей, верность ее лучшим традициям и обычаям... Своим делом служить ее интересам – чувство необходимое, великое и прекрасное.

Нет более почетной задачи для учителя, чем воспитание убежденных патриотов. Уроки обществознания дают богатый материал для воспитания патриотических чувств, гражданской позиции. Какой бы раздел я не изучала, какие бы негативные процессы в жизни не происходили, на моих уроках тема родины проходит красной нитью, и это естественно.

Особое место в моей методике патриотического воспитания занимают компьютерные технологии: при умелом и продуманном использовании интернет-ресурсы – замечательные помощники учителя в решении как образовательных, так и воспитательных задач. Экранизированные материалы несут в себе и положительный и отрицательный потенциал, но без этих инноваций сегодня не обойтись. Провожу уроки проблемного характера, просмотр и обсуждение передач, анализ определенных правовых актов, применяя интернет-ресурсы. Эти уроки старшеклассникам нравятся, часто сами готовят по моему плану слайды, презентации.

Интересная форма работы при прохождении темы «Экологическое право» предложили сами ребята. Увидев в Интернете потрясающие картины влияния человека на свою среду обитания, они решили изучить экологические проблемы нашего города и выявили печальную статистику. Подробно все описали, разработали предложения и на уроке приняли решение с этими предложениями обратиться в городской молодежный парламент.

Каждая тема урока, все формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию лишь тогда чего-то стоят, когда есть такие реальные дела и поступки во имя процветания страны (чего бы это не касалось). Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о великих чувствах, возвышающих человека. Разве можно воспитать патриота, не знающего свою историю, можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, без уважения к закону?!

При изучении темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних» провели встречи с инспектором ИДН Татьяной Владимировной Лобунько, которая проводит огромную работу с подростками города. Такая форма уроков, где непосредственно осуществляется связь изучаемого материала с жизнью, очень полезна и эффективна. Как известно, в основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач.

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города и страны в целом.

Считаю, что полезную работу организовала со своими старшеклассниками при изучении темы «Воинская обязанность» и в связи с Днем Победы. Было дано задание узнать об участниках войны в своих родословиях, о военном детстве бабушек и дедушек, как они защищали Родину. Я выяснила, что многие дети о них и не знали, а узнав, с какой гордостью рассказывали об их подвигах, показывали материалы с домашних архивов. Их рассказы школьные юнкоры отправили в газету «Орленок». Как они радовались, когда появились публикации, радовались и их родители, словно дедушки их вернулись с фронта! Такие приемы и методы способствуют не только воспитанию патриотических чувств, но и воспитывают навыки исследовательской деятельности, поиска.

В гражданско-патриотическом воспитании очень важно иметь под рукой всегда убедительный фактический материал, наглядность, поэтому я в кабинете истории накопила достаточно богатый методический материал, научила этому и своих учеников. Личная медиотека – прекрасный материал к урокам. Приведу пример: приехал как-то ученик из-за границы, часто рассказывал о красоте природы Австрии. Ученики, затаив дыхание, слушали его. Меня это коробило. На следующий день решила провести видеоурок, а ролик назывался «Наша поездка по тропам Кавказа»: демонстрировался материал, снятый моими краеведами во время поездки от берегов Терека до границы с Грузией, ЧР и Дагестана. Вот уж где экзотика, куда Австрии до Кавказа! 45 минут пролетели мгновенно, но детям я не говорила, куда мы ездили, пусть сами определяют, где эта прелесть. Удивительное всегда рядом, надо присматриваться, прислушиваться к окружающему миру, и этому я стараюсь научить детей. Такая форма работы также способствует патриотическому воспитанию, это убедительно, здесь ничего не надо доказывать. Итог – дети просили организовать им такую поездку. Мы недостаточно знаем свой край, всю прелесть кавказской природы. Краеведение в практике моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию занимает особое место...

Итогом целенаправленной систематической работы гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обществознания является то, что ежегодно 60–70 % выпускников сдают по выбору ЕГЭ по обществознанию, выбирают вузы гуманитарного направления. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по обществознанию и праву. Являются постоянными победителями и призерами конкурсов: от муниципальных до международных по различным направлениям патриотического воспитания. Мои ученики являются инициаторами различных общественно значимых акций, выпускники работают преподавателями в школах, вузах, юристами и военными, а самое главное – становятся полезными стране, своей семье, проявляя творческие способности, полученные в стенах школы.

Гражданско-патриотическое воспитание получает свое продолжение во внеурочное время. Идеи рождаются на уроках, а воплощаются в конкретных делах на практике...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

38