Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.06.2021 16:07 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 31.05.2021 г.

Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Автор: З.И. Идрисова
к. п. н., доцент, ДИРО

Из опыта работы МКДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 8» г. Избербаша

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает закономерный вопрос: "Как должен измениться образовательный процесс в ДОУ?" Изменения и качество дошкольного образования зависит от умелого руководства педагогическим процессом и умением создать команду единомышленников. С данной задачей успешно справляется заведующая МКДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 8» г. Избербаша Р.М. Муртузалиева. Приоритетной задачей коллектива является обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями для успешного обучения в школе. В настоящее время педагогическим коллективом под руководством Разият Магомедовны разработаны разные модели образовательного процесса, соответствующие основной образовательной программе детского сада с учетом региональных особенностей.

Модель образовательного процесса является гибкой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми.

Образовательный процесс включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей, где сочетаются следующие функции:

• воспитательная: развитие ценностных отношений – основ мировоззрения, формирование нравственности;

• образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

• развивающая – развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

• социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

• оздоровительно-профилактическая (валеологическая) – приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Необходимой, научно обоснованной организацией педагогического процесса дошкольного учреждения, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость, является планирование. Модульное планирование образовательного процесса в «ЦРР – детский сад № 8» включает три взаимосвязанных раздела: перспективно-календарное планирование; осуществление преемственности между ДОО и школой; связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

Большое значение в детском саду придается организации предметно-пространственной развивающей среде для удовлетворения потребностей детей в самореализации. Здесь собраны игрушки для сюжетно-ролевых игр, спортивное оборудование, наборы развивающих игр, предметы для детского экспериментирования и художественной деятельности. Воспитатели периодически меняют игровой материал, а появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную активность детей. В группах обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. При этом воспитатели учитывают три основные потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в общении, движении и познании, среда группы удовлетворяет эти потребности (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные).

Одним из важных направлений в управлении педагогическим процессом является моделирование адаптированных примерных образовательных программ для организации инклюзивного образования, которая предполагает, прежде всего, создание необходимых условий. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо значительно больше стимулов, побуждающих к коммуникативному общению, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем его протяжении. В групповых помещениях используются вариативные модули, ширмы, конструкторы, макеты. Полифункциональное использование оборудования позволяет легко поменять пространство в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, трансформируемые модули могут использоваться, как для хранения материала, так и для организации детской деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей в организации образовательной деятельности становится метод проектов. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых. В МКДОУ «ЦРР – Детский сад № 8» активно реализуются такие проекты, как «Фрукты Дагестана» (конкурсная работа республиканского конкурса юных исследователей «Науки юношей питают»); «Мы – юные патриоты Дагестана»; «Край родной познаем вместе» и др. Достижения в этой работе продемонстрировала воспитатель детского сада М. Сулейманова, занявшая 3-е место в Республиканском профессиональном конкурсе педагогов дошкольного образования «Воспитатель года Дагестана – 2020».

Как видно, при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО педагоги руководствуются следующими установками:

– наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием;

– творчески подходить к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов;

– шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации;

– использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие);

– исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм;

– внимательно и тактично относиться к ребёнку, его возможностям и способностям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6