Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.07.2021 19:28 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 30.06.2021 г.

Аскандар Магомедов: «Вся процедура сдачи ЕГЭ максимально объективна»

Лето – горячая пора экзаменов и повод для переживаний, бессонных ночей как для выпускников, так и для их родителей. О том, как проходит кампания ЕГЭ-ОГЭ – 2021 в Дагестане, мы побеседовали с руководителем Регионального центра обработки информации (РЦОИ) Аскандаром Магомедовым.

– Аскандар Маммадиевич, сколько выпускников сдавали ГИА и ЕГЭ в этом году?

– Участниками ОГЭ стали более 33,5 тысяч выпускников 9-х классов. Для участия в ЕГЭ в этом году было подано 14,5 тысяч заявлений: 11937 выпускников 2021 года, 2257 прошлых лет, 91 выпускник СПО и 284 ранее не завершивших освоение среднего образования. В связи с особенностями проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), в текущем году в 9-х классах сдавали 2 предмета (русский и математика), а в 11-х классах те ученики, которые не планируют поступать в вузы, сменили форму сдачи ГИА с ЕГЭ на Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). В итоге 2705 учеников 11-х классов выбрали для себя данный способ. ГВЭ – это более упрощённый экзамен и оценивается по 5-балльной шкале.

– Уже известны результаты?

– Основной период ЕГЭ подошёл к концу, и уже есть результаты.

На экзамен по химии явились 3879 участников, из них не преодолели минимальный порог 1437 участников, получили 80 баллов и выше – 228 участников, 99 баллов получили 6 участников экзамена. 100-балльных работ, к сожалению, нет.

На экзамен по литературе явились 310 человек, из них не смогли преодолеть минимальный порог 33 участника, получили 80 баллов и выше – 60 участников, и 100 баллов получили 4 участника.

На экзамене по географии было 82 участника, из которых 18 не преодолели минимальный порог и только один человек набрал более 80-ти баллов.

Экзамен по русскому языку сдавали 8365 участников, из которых не преодолели минимальный порог 239 участников, более 80-ти баллов набрали 2540 участников, 100 баллов – у 31 участника, из которых 29 выпускников текущего года и 2 выпускника прошлых лет..

Экзамен по математике сдавал 2891 участник, не преодолели минимальный порог 797 участников, более 80-ти баллов получили 76 человек, и 99 баллов набрали 3 человека.

ЕГЭ по физике сдавали 950 участников, не преодолел минимальный порог 221 участник, 80 баллов и более набрали 34, на 100 баллов не сдал ни один участник.

На экзамен по истории явились 2175 участников, ниже минимального порога получили 470 участников, более 80-ти баллов получили 83 участника, и на 100 баллов сдали экзамен 5 участников.

На экзамен по обществознанию явились 4293 участника, из них более 200 написали высокобалльные работы (80 баллов и выше) и 4 участника получили по 100 баллов.

По иностранным языкам и информатике пока нет результатов.

– Как в целом прошла экзаменационная кампания в этом году? Были ли какие-то нестандартные ситуации?

– В целом всё прошло благополучно. Но, к сожалению, неприятных моментов избежать не удалось. Так, на ОГЭ по математике 1435 учеников получили двойки, а по русскому языку 1370. Если сравнивать с 2019 годом (2020 год мы не берём в связи с пандемией коронавируса), то тогда неудовлетворительные работы были у 501 участника.

Отмечались и организационные проблемы, когда у некоторых участников не было результатов. Дело в том, что в этом году применялась другая технология распечатки экзаменационных бланков ОГЭ. Каждому участнику экзамена выдаётся индивидуальный неделимый комплект. Мы неоднократно предупреждали об этом руководителей пунктов проведения экзамена. В итоге из 52 муниципалитетов у 28 – ни одной ошибки, всё раздали правильно, у остальных – где-то в одной аудитории перемешали, где-то в двух-трёх. К сожалению, такие ошибки вручную исправить нельзя, потому что процесс высокотехнологичный: все бланки идут со штрихкодами, со своими ключами. Таким ученикам была дана возможность пересдать экзамен в резервный день.

Помимо этого, в сети Интернет обнаружены КИМы по русскому языку и математике. Это грубейшее нарушение. Уже установлено, чьи это работы, в какой аудитории распечатаны и кому выданы. Результаты этих участников аннулированы.

– Какое наказание ждёт невнимательных организаторов?

– На непорядочных организаторов составляют акты, их штрафуют, потому что это административное правонарушение. В прошлом году по количеству нарушений, зафиксированных в ППЭ Управлением надзора и контроля в сфере образования, нарушений со стороны привлечённых специалистов было больше, чем со стороны участников.

Со следующего года планируется снабдить видеокамерами не только пункты проведения ЕГЭ, но и все пункты проведения ОГЭ, чтобы мы могли хотя бы офлайн просматривать какие-то спорные моменты. К сожалению, мы столкнулись с тем, что совесть – лучший контролёр – у некоторых организаторов молчит.

– Как формируется состав предметной комиссии? По каким критериям выбирают экспертов?

– Председатель предметной комиссии собирает квалифицированную команду, куда входят школьные учителя, преподаватели вузов. Кто же может стать экспертом ЕГЭ? Конечно, прежде всего человек, имеющий педагогическое образование. Причём по соответствующему предмету. Смелые, уверенные в своих знаниях, умениях, навыках учителя проходят процедуру сертификации: специальные курсы в институтах повышения квалификации, сдают соответствующие экзамены на сайте ФИПИ и получают сертификат, подтверждающий факт обучения по той или иной дисциплине.

Стать экспертом ЕГЭ непросто и очень ответственно. Есть ещё такое понятие, как качество работы предметной комиссии. То есть качественная предметная комиссия не допускает расхождения баллов в большом количестве работ. Этого единодушия легко достичь в таких предметах, как физика, химия, математика, и очень сложно, если брать русский язык, литературу, обществознание, историю, когда пишутся сочинения. Поэтому критерии работы этих предметных комиссий чуть выше.

– Как часто подаются жалобы по поводу объективности оценки? Как проходит процедура апелляции?

– На сегодняшний день ЕГЭ – это единственная объективная процедура проверки знаний учащихся. Экзамены и проверка работ проходят под наблюдением камер, все работы обезличены. Словом, вся процедура сдачи ЕГЭ максимально объективна, чего пока нельзя сказать про ОГЭ.

Если кто-то недоволен выставленной ему оценкой, он может подать апелляцию. После подачи апелляции сначала работы будут пересматривать эксперты, затем вся процедура ведётся в дистанционном формате. Участник получает точку доступа, мы скажем о времени подключения, о том, куда ему надо будет прийти. В назначенный день у него будет 20 минут, чтобы задать вопросы эксперту и получить от него обоснованные разъяснения.

Важный момент: апелляцию можно будет подать только на задания с развёрнутым ответом. Также можно подать апелляцию на ошибки распознавания или на ошибки верификации: если ребёнок, например, поставил цифру 3, а компьютер прочитал её как цифру 8.

Конфликтная комиссия строго следит за работой с точки зрения правильности проведения процедуры апелляции, чтобы все протоколы были заполнены, чтобы всем участникам были даны разъяснения, чтобы не случалось каких-то конфликтных ситуаций. Хотя избежать их достаточно сложно, потому что экзамен – это всегда большой стресс, всегда особые ожидания у родителей, детей.

В последнее время претензий, связанных с качеством оценивания работ экспертами, всё меньше. На апелляцию, как правило, приходят с мыслями: «А вдруг повезёт, ко мне, к моей работе будут лояльны, ведь теперь я знаю, как писать».

К сожалению, многие недопонимают, что апелляция – это не переэкзаменовка, это повторная, более внимательная перепроверка работы. Мы рассматриваем конкретную работу по факту, даём разъяснения по критериям оценивания, почему эта работа была оценена на такое количество баллов.

– Апелляция не всегда спасение. После процедуры баллы могут не только увеличиться, но и снизиться. Такое часто бывает?

– В прошлом году по ЕГЭ было подано больше 1300 апелляций, из них порядка 250 было удовлетворено. И примерно 1/3 часть удовлетворённых была с понижением баллов. Разница может быть на 1-2 балла больше или же меньше. Но бывают исключения.

В прошлом году у нас был случай, когда мальчику подняли русский язык на 13 баллов. Цифра фантастическая! Эта работа к нам пришла из другого региона, с перекрёстной проверки. Оказалось, что мальчику вообще не засчитали сочинение. Видимо, эксперты посчитали, что оно не по теме.

Эксперт, который пересматривает работу, пишет обоснование за каждый поднятый либо сниженный балл. И все эти протоколы подписываются каждым экспертом, которые эти баллы меняют. Если у нас происходит изменение баллов, этот протокол подписывает председатель комиссии.

– Что в топе ошибок, к примеру, по русскому языку?

– Чаще всего ошибки связаны с тем, что дети не добирают количество слов. В этом случае сочинения не проверяются. У нас ещё одна проблема: учителя, ученики и родители не очень хорошо знают критерии оценивания, им кажется, что работу ученика недооценили.

То же самое с математикой по ОГЭ. Сколько бы выпускник ни набрал баллов, он не сможет получить положительную оценку, если у него не выполнены задания по геометрии. Все критерии есть в открытом доступе, их можно посмотреть и также самому вместе с педагогом перепроверить свою работу.

– Говорят, у кого-то КИМы могут быть более сложными, а кому-то достаются варианты полегче. Это правда?

– Нет. Уровень сложности примерно одинаковый. То, что сложно вам, может быть несложным для другого участника экзамена. Всё зависит от уровня подготовки. К примеру, говорят, что химия сложный предмет, но вот в прошлом году выпускница сдавала его и после экзамена сказала: «Ничего такого, чего бы я не знала, мне не попалось».

В то же время отмечалось много ситуаций, когда экзаменуемые массово покидали аудиторию, досрочно прекращая экзамен, чтобы сдать в резервный день; они наивно полагали, что тогда будет легче и уровень сложности КИМов изменится.

С каждым годом КИМы совершенствуются. Задания с развёрнутым ответом становятся всё более творческими, когда экзаменуемые должны показать не только знания, но и широкий спектр умений. И это только к лучшему.

– Кто может сдать или пересдать экзамен в резервные дни?

– В резервные сроки основного периода к сдаче экзаменов допускаются:

• участники ГИА в форме ЕГЭ, принявшие участие в ЕГЭ по русскому языку в основной период, но получившие неудовлетворительный результат;

• участники ГИА в форме ЕГЭ, у которых совпали сроки проведения ЕГЭ по отдельным учебным предметам в основной период;

• участники ГИА в форме ЕГЭ, не явившиеся на экзамен в основной период по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтверждённым документально;

• участники экзамена, принявшие участие в основной период, но не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтверждённым документально;

• участники экзамена, принявшие участие в экзамене в основной период, апелляции которых о нарушении Порядка конфликтной комиссией были удовлетворены.

– В прошлые годы было много разговоров об аттестатах с отличием. Кому выдаются такие аттестаты?

– Для того чтобы выпускник мог получить аттестат с отличием, ему нужно на отлично учиться в школе и сдать ЕГЭ по русскому языку не менее чем на 70 баллов. Порой говорят, что дети, претендующие на аттестат с отличием, с трудом справляются с заданиями ЕГЭ, а я считаю так: ученик, который на протяжении 10 лет показывал отличные результаты в учёбе, сможет набрать 70 баллов. Да, есть задания, требующие углублённых знаний, но все они в рамках школьной программы. Любой экзамен – это крепкая нервная система, не завышенные требования родителей и хорошие знания.

– Есть какая-то альтернатива для тех, кто не собирается поступать в вузы?

– Да, такие выпускники в этом году сдают Государственный выпускной экзамен. Задания упрощённые, результат отмечается не в баллах, а в оценках. Ребёнок получает только школьный аттестат без права поступления в вуз. Важно: согласно правилам поступления в вузы, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие справку об инвалидности, имеют право поступать в высшие учебные заведения без сдачи ЕГЭ. То есть ребёнок сдаёт ГВЭ, получает школьный аттестат, сдаёт документы в вуз и поступает по вступительным испытаниям самого вуза.

– У Вас нелёгкая работа. Не устаёте?

– Что бы я ни делал, стараюсь делать хорошо, от души, углубиться в работу, выполнить её качественно. Если у меня не получается, ухожу. Я человек не из образования, я – физик, программист, хорошо знающий техническую сторону. Поскольку процедура проведения ЕГЭ – очень технологичный экзамен, то я на своей волне.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

128