Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

22.01.2021 22:17 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 19.01.2021 г.

Знание иностранных языков – залог успешности современной молодежи

Автор: Г.А. Муртазалиев
учитель английского языка, МКОУ «ДМЛ им. И. Гаджиева», Заслуженный учитель РФ, Казбековский район

Наше время – период революционного развития информационных технологий, компьютеризации, роботизации и цифровизации почти всех сфер жизнедеятельности человека. Это результат материализации научно-технической мысли, основой которой являются фундаментальные науки: физика, математика, биология, химия. В сегодняшнем мире основным языком выражения и оформления научно-технических процессов экономической, культурной, социальной и спортивной жизни, а также дипломатии является английский язык.

Чтобы быть адекватным вызовам времени, молодые люди должны быть не только здоровыми, настойчивыми, трудолюбивыми, с высоким уровнем интеллектуального развития и профессиональной подготовленности по самым востребованным специальностям, владеющими самыми продвинутыми информационными технологиями, но и хорошо владеть английским языком – международным языком номер один.

Английский язык для более чем 400 млн. людей, проживающих в США, Канаде Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и Северной Ирландии, является родным языком. В других странах, которые входили в состав Британской империи (таких в мире 58), английский язык является официальным государственным.

В то же время говорят на:

- китайском – 14,5 % (в 3-х государствах),

- на хинди – 7,2 % (в 3-х),

- на испанском – 6,7 % (в 20-ти),

- на арабском – 5,6 % (в 26-ти),

- на французском – 3,8 % (в 29-ти),

- на малайском – 3,7 % (в 4-х),

- на русском – 3,5 % (в 4-х).

Сегодня английский не только самый распространенный в мире, но и язык, которому придается приоритет при изучении. Из всех языков мира английский имеет относительно простой, легкий для овладения грамматический строй, самый богатейший в мире словарный запас. Английский – это язык богатейшей художественной и исторической литературы, научно-философской и политической мысли, фундаментальной науки, дипломатии, экономики, спорта и финансов.

Современный человек, при всем своем высоком уровне развития интеллектуальных способностей, квалифицированности и профессионализма, талантливости, не сможет быть успешным и востребованным, самореализовываться в современном и быстро меняющемся мире без знания английского языка.

Страна, граждане которой свободно не владеют английским языком, не конкурентоспособна, обречена на потерю суверенитета. Вместе с тем, нельзя никогда забывать, что английский – это родной и официальный государственный язык англо-саксонского мира: США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Практическое владение английским языком гражданами России, коими и мы, дагестанцы, являемся, это не только приобщение к богатейшей англоязычной художественной литературе, искусству, мировой науке и современным технологиям и т. д., но и одно из самых действенных средств борьбы с нашими главными потенциальными и вероятными соперниками на мировой арене – англо-саксонским миром.

Руководство страны, прекрасно понимая роль и значение владения иностранными языками подрастающим поколением, стало уделять серьезное внимание решению этой проблемы. За последние 15 лет увеличилось количество часов в учебном плане на изучение иностранных языков. С 2015 года их начали преподавать в начальной школе (со 2-го класса), уделив в учебном плане по 2 часа в неделю. В советский период учащиеся 11-х классов сдавали обязательный экзамен по иностранным языкам, что в какой-то степени стимулировало и мотивировало учащихся к их изучению и овладению, но с 2000/2001 учебного года по этому предмету сдается экзамен по выбору, по желанию. И редко, кто его выбирает, ввиду отсутствия мотивации и непонимания значимости этой учебной дисциплины для их успешности и самореализации. С 2021/22 учебного года экзамен по иностранному планируется сделать обязательным для выпускников 9-х и 11-х классов. В связи с этим необходимо провести как с учащимися, так и с их родителями, огромную работу по мотивации к изучению иностранных языков.

Это особенно важно для подрастающего поколения нашей республики, которая имеет неисчерпаемые ресурсы для развития как внутреннего, так и глобального туризма, особенно его экологического и этнографического направлений. Развитие этой стратегической области не возможно без специалистов, отлично владеющих иностранными языками, особенно английским, прекрасно знающих родной край, культуру, историю и традиции его народов. Это очень важно для каждого района и города Дагестана.

На сегодня во всех школах Казбековского района иностранные языки преподаются 5202 учащимся 2-х–11 классов, в том числе английский изучают 5056 школьников.

Все школы обеспечены квалифицированными учителями иностранных языков. Всего их 59, из них 56 – учителей английского языка, 2 – немецкого, 1 – французского. Из них аттестовано на высшую категорию – 6, на первую – 9. Награждены нагрудным знаком "Отличник народного просвещения РСФСР/" – 2, одному учителю присвоено звание "Заслуженный учитель РФ".

Учительница английского языка Дылымской гимназии Наталья Валерьевна Качалаева стала 3-м и 2-м призером на профессиональных конкурсах «Учитель года РД» и обладателем гранта президента страны. Камиль Даурбегович Мусаев, учитель английского языка Ленинаульской СОШ, стал 3-м призером конкурса "Лучший учитель английского языка РД" в 2017/18 учебном году.

Во всех школах района проводятся внутришкольные олимпиады по иностранным языкам. Активно участвуют учащиеся и на районных олимпиадах, но ежегодно лидируют в них учащиеся Дылымского лицея, Дылымской гимназии и Ленинаульской СОШ №1, которые достойно представляют наш район на республиканском этапе олимпиады по английскому языку.

За последние годы учащиеся 9–11 классов этих школ являются лидерами олимпиад по английскому языку среди сельских школ республики. Так, ученики Дылымского лицея неоднократно становились победителями республиканского этапа олимпиады по английскому языку (М. Алханов, А. Азаев, С. Темурбулатова). Марат Бексултанович Алханов, ученик Дылыского лицея, став победителем Всероссийской олимпиады среди учащихся 9-х классов по английскому языку, получил грант для продолжения образования в одной из Хьюстонских средних школ штата Техас (США), один из первых дагестанцев. Получив среднее образование в США, продолжил образование в родной школе. По ее окончании с золотой медалью, поступил на экономический факультет ДГУ, которое тоже окончил с отличием. После ДГУ Алханов сразу был приглашен на работу в один из ведущих банков РФ как высококвалифицированный специалист с прекрасным знанием английского языка. В настоящее время работает в одном из банков в Лондон-Сити в мировом финансовом центре.

С 2016 года проводятся районные конкурсы и викторины по страноведению, художественному переводу с английского на русский и наоборот, написанию творческих работ на английском языке, выразительному чтению художественных произведений, исполнению песен и говорению.

Подготовка к участию в этих мероприятиях естественно заинтересовывает определенное количество учащихся к более лучшему овладению иностранными языками.Но этого совершенно недостаточно. Необходимо, чтобы учитель на ярких примерах сумел побудить учащихся понять, что владение иностранным (особенно английским)языком является одним из главных условий для самореализации к успешности в любой среде человеческой деятельности: в политике и дипломатии, экономике и бизнесе, науке и информационным технологиям, культуре и спорте.

Все выдающиеся политики и государственные деятели, успешные бизнесмены и ученые, деятели литературы, культуры и искусства, спортсмены, специалисты всех сфер человеческой деятельности владеют иностранными языками, особенно английским, а духовные лидеры мусульман России – арабским и английским.

Ярчайшим примером этого является наш Президент В.В. Путин, который в совершенстве владеет немецким и английским языками, а также французским и испанским.

Задача школы, учителя иностранного языка, особенно английского, – это сделать необходимость владения мировыми языками стержневой целью, духом, плотью и потом познавательной деятельностью в школе, чтобы, вступив во взрослую жизнь, ее выпускники смогли быть востребованны, успешны и самореализованны. Это с одной стороны. С другой стороны, работу надо строить так, чтобы родители осознали всю серьезность и значимость этого для жизненной успешности их детей.

Наблюдается рост количества учащихся, выбирающих английский язык на ЕГЭ в школах района. В 2019/20 учебном году таких было уже 7 учеников. Они все успешно сдали его, набрав от40–80 баллов (Дылымский лицей, Дылымская гимназия, ЛСОШ № 1, КСОШ, ДСОШ).

Дирекциям школ необходимо обращать самое серьезное внимание на состояние обучения и обученности учащихся иностранным языкам, ежегодно его мониторить и обсуждать на заседаниях педсоветов, на классных и общешкольных родительских собраниях с целью изыскания и определения оптимальных путей для решения этой задачи.

Управлениям образования, администрациям районов и городов, Минобрнауки РД также необходимо держать этот вопрос в центре внимания, периодически рассматривая его на заседаниях советов УО, совещаниях городских администраций, сессиях, районных и городских собраниях народных депутатов, Коллегий Минобрнауки РД.

Учителям иностранных языков необходимо, совместно с классными руководителями, организовать работу с родителями по мотивации детей к овладению иностранными языками, осознанию их роли и места в жизненной успешности школьников. Самим учителям необходимо рационально и эффективно использовать огромные возможности современных технологий и Интернета при обучении учащихся иностранным языкам. При умелой организации этой работы учащиеся школ районов и городов РД смогли бы устанавливать контакты и общаться со сверстниками из других стран.

Обучение учащихся иностранным языкам должно сопровождаться высоким уровнем технической оснащенности школ. В каждой из них должны быть учебные кабинеты, в которых учащиеся и учителя широко могли бы воспользоваться аудио- и видеосредствами: компьютерами, интерактивными досками, лингафонной аппаратурой и т. д. К сожалению, в нашем районе, только в Дылымской гимназии имеются какие-то элементарные условия (интерактивные доски).

К мотивации родителей заинтересовать своих детей к активному владению иностранными языками побудило бы: учреждение стипендий лучшим знатокам иностранного языка среди учащихся 9-11 классов; ежемесячное или ежеквартальное освещение проблем обучения подрастающего поколения иностранным языкам в республиканских и местных СМИ (результаты анкетирования и опросов, интервью родителей и учеников, учителей и директоров школ, руководства УО и администрации, бизнесменов, распространение лучшего опыта и т.д.).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

55