Антон Семенович Макаренко
Антон Семёнович Макаренко – советский педагог и писатель, автор методики воспитания беспризорников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20–30-е годы.
Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». Трудно переоценить его вклад в развитие отечественной педагогики.
В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.
Педагог глубоко верил в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.
Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров.
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость...», – писал он.
А. Макаренко считал важным воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Он выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др. Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была любовь и преданность Родине.
А.С. Макаренко написал такие книги, как: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Честь», «Книги для родителей», «Марш 30 года», «Методика организации воспитательного процесса», «Пути поколения», «Лекции о воспитании детей».
Некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко
– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны.
– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.
– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
– Любовь нужна требовательная, но предъявлять мы должны исключительно посильные требования. Всякое превышение может только калечить.
– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.