Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

26.12.2020 15:18 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 23.12.2020 г.

Когда приходит проверяющий…

Автор: М. Эфендиев
учитель русского языка, Игалинская СОШ, Гумбетовский район

Урок подходит к концу. Педагог заметно волнуется, но внутренне чувствует себя уверенно: занятие состоялось, детям тема понравилась (об этом можно было судить по их ответам), весь цикл урока имел тот эмоциональный накал, без которого немыслим современный урок литературы. Настроение у педагога бодрое. Он хочет поскорее услышать, что скажет проверяющий. Но первая же фраза больно бьёт: «Видите ли, урок на меня не произвёл должного эффекта. Нужно было дать учащимся не тот отрывок или фрагмент романа, который Вы предложили, а вот этот…».

В ответ на вопрошающий взгляд растерянного учителя бросается неуместная реплика: «Скажите-ка, какой метод был использован на уроке: целостный или проблемно-поисковый? Что-то на занятии это трудно было понять».

Учительница не промолвила ни словечка и удалилась в свой кабинет. Она явно расстроена. Как же после этого педагог проведёт оставшиеся уроки? После уроков, забыв о своих родительских обязанностях, долго будет копаться в интернете, пока, наконец, найдёт взгляд авторитетных методистов о том, что элементы целостного анализа и проблемного обучения могут сочетаться, что создать проблемную ситуацию возможно на любом этапе урока.

Разногласия не было бы, если бы вместо высокомерия состоялся доброжелательный разговор по принципиальным вопросам, касающимся качества урока. Между квалифицированным, методически грамотным анализом и «ковырянием» в уроке нет ничего общего. Первое помогает педагогу, особенно молодому, неопытному, расти, второе заставляет думать: «Ко мне относятся несправедливо, преднамеренно выискивают промахи, из мухи делают слона». Это заставляет избегать встречи с таким проверяющим.

Причин для подобных ситуаций не бывает у директора МКОУ «Игалинская СОШ» Гумбетовского района Магомедова Саида Малачилаевича. Он всегда помнит, что педагогический такт для руководителя словно слух для музыканта.

…Окончен урок. Саид Малачилаевич обязательно похвалит учеников за активность, кого-то мягко пожурит, кого-то строго упрекнёт в несобранности. Пригласит учителя: «Зайдите, пожалуйста, ко мне когда вам будет удобно, обсудим нюансы урока».

Начиная разговор, Саид Малачилаевич сперва выслушает педагога, узнает его мнение о том, как он оценивает свой урок, какие видит сильные стороны и недочёты. Сам же директор анализирует занятия с умом, психологически тонко оценивает взаимодействие учителя и учеников. Обязательно начнёт с достоинств, о недостатках поведёт речь взыскательно, но деликатно. Даст совет, как устранить пробелы, какую прочитать литературу, и какой посещённый урок коллег пойдёт на пользу.

Что и говорить, прав был М. Горький, когда утверждал, что научиться мастерству можно только у мастера. А то ведь бывает и такое. Расстроенная учительница (что ни сделаешь, всё не так!) обратилась к проверяющему: «Раз Вы считаете, что у меня не получается, разрешите побывать у Вас на уроках, хочу поучиться». Проверяющий на это ответил: «Этот вид работы у меня сегодня не предусмотрен». И не пустил педагога в класс.

В книге В.Н. Чернокозовой и И.И. Чернокозова «Этика учителя» справедливо говорится, что учителя могут быть союзниками или противниками действий директора или равнодушными наблюдателями. Это зависит, прежде всего, от сложившегося в коллективе микроклимата. В отношениях между руководителем школы и учителем, к сожалению, нередки конфликты, которые иногда протекают болезненно и вынуждают людей глубоко страдать. Вина за нравственные страдания ложится то на одну сторону, то на другую. Подобные конфликты не всегда вызваны борьбой за улучшение дела и носят субъективный характер. Следовательно, кроются в нравственной позиции сторон.

Внутренний такт не позволит директору или завучу опаздывать, если он собрался к учителю на урок. И какие бы информации и телефонные звонки не задерживали его в кабинете, он обязательно явится в класс вовремя.

Для некоторых же руководителей стало дурной привычкой врываться в класс, когда урок уже идёт 10-15 минут. Известно, какую досаду вызывают опоздавшие ученики, но их хоть можно укорить. А ведь такие же «эмоции» вызывает у учителя и его воспитанников опоздавший (далеко не единожды!) руководитель школы. Не нанесёт ли это ущерб его авторитету, когда в другой ситуации он станет отчитывать учеников за недисциплинированность? Мудрая русская пословица гласит: «Руководить — не руками водить, а пример показывать».

Легче подобрать ключик к сердцу каждого ученика, если знаешь о нём как можно больше, считает завуч школы Гаджимурадов Муртазали Исаевич. Молодые учителя всегда стараются перенять у Муртазали Исаевича умение общаться с людьми.

…Склонился над расписанием завуч Гаджимурадов. Непременно учтёт он в расписании пожелание молоденькой учительнице с годовалым ребёнком или пожилого математика-пенсионера.

А иной завуч бывает рассуждает иные: «Ну знаете, милейшая, вас двадцать шесть человек, под каждого не подстроишься».

С каким настроением идёт учитель в школу, во многом зависит от того же микроклимата. Когда я становлюсь случайным свидетелем того, как «опытный» директор распекает вчерашнего студента за незначительные промахи, мне становится жаль и одного и другого. И больно за школу. Больно потому, что не разгляди руководитель сейчас в молодом человеке педагогическую изюминку, не поощри его на крутых поворотах становления, учитель может и не состояться.

Ещё об одном. Учитель работает не для славы. И всё же ему, как живительный бальзам, нужны слова признательности, доброты, участия, понимания. Не следует скупиться на эти добрые слова тем, кому доверено руководство педагогическим коллективом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8