Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

18.11.2020 11:40 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 17.11.2020 г.

IT-cube: в мире Цифры

Если раньше школьники конструировали бумажные самолетики и запускали их в небо, то сегодня дети вполне могут управлять квадрокоптерами и знают языки программирования. В нашей республике активно реализуется и набирает обороты федеральный проект «Цифровая образовательная среда». В Каспийской гимназии № 11 открылся Центр цифрового образования детей «IT-cube». О работе и перспективах Центра рассказывает его руководитель, учитель информатики и ИКТ, педагог высшей категории, Отличник образования РД, победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование» в 2008, 2011 гг. Магомедшапи Дибирович Дибиргаджиев. 

– Расскажите, как Вы стали руководителем IT-Центра?

– Никакой особой истории в моем пути к руководству «IT-cube» не было. В один летний выходной день зазвонил телефон, и директор Каспийской гимназии № 11 Жанна Усмановна рассказала, что на базе ее гимназии планируется открытие такой инновационной площадки. Она пригласила меня пообщаться на эту тему и при личной встрече предложила возглавить эту структуру. На тот момент я работал в онлайн-школе «Дом знаний» (это в Махачкале) заместителем генерального директора по ИКТ. После некоторых раздумий, на которые у меня ушла целая неделя (своей текущей работой я был более чем доволен), решился рискнуть и снова начать с нуля.

– Магомедшапи Дибирович, в чем состоит процесс обучения в «IT-cube», какие есть направления?

– Когда планировалось создание нашего центра, мы предполагали, что будет 6 направлений – это программирование на Python, мобильная разработка и программирование на Java, основы алгоритмизации, программирование на Scratch и робототехника, кибергигиена и большие данные, системное администрирование, разработка приложений VR/AR (виртуальной и дополненной реальности). По каждому из этих направлений у нас имеются соглашения с ведущими it-компаниями – лидерами в этом направлении – Яндекс.Лицей, it-школа Samsung, Квибрум, LEGO-Education, Алгоритмика, Cisco, 1C. Помимо этих направлений, у нас есть еще два новых – это создание сайтов (HTML&CSS), обработка фото, видео и блогинг. Дело в том, что по этим направлениям у нас есть партнеры, которых пока нет ни у одного другого центра «IT-cube» федеральной сети. Это питерская образовательная онлайн-платформа htmlacademy, а также екатеринбургская компания-разработчик программного обеспечения MOVAVI. Эти компании предоставили нам бесплатные лицензии, которые позволят нам провести обучение, используя современное и востребованное программное обеспечение по самым передовым и актуальным направлениям.

– Можно подробнее, как именно у нас реализуется проект Яндекс.Лицей?

– Яндекс.Лицей – это глобальный проект известного всем в России бренда. В Дагестане он реализуется только второй год, и на сегодняшний день реализуется на базе 5 площадок: Малой академии наук РД и махачкалинского It-Куба, ДГТУ, ДГУ, ДГУНХ и в нашем центре «IT-cube» в Каспийске. Этот проект помогает школьникам 8–10 классов научиться промышленному программированию в более чем 160 городах России и Казахстана. В этом году формат занятий (очно или дистанционно) зависит от ситуации с COVID-19 и может меняться в течение года. Пока мы работаем очно. Вот буквально недавно пришла информация о том, что число групп Яндекс.лицей по стране, занимающихся дистанционно, превысило число групп, занимающихся очно. В рамках программы обучения проекта мы учим программированию на языке Python. Изучаем основы, а затем учимся решать прикладные задачи, создавать приложения с графическим интерфейсом и разными библиотеками. Курс длится два года. Чтобы попасть в проект, нужно пройти конкурсный отбор. При поступлении можно не уметь программировать. На занятиях ребята знакомятся с теорией и осваивают технологии на практике. Отбор и сложную процедуру сертификации проходят и преподаватели тоже. Авторы проекта уделяют особое внимание обучению и повышению квалификации педагогов. Все желающие могут узнать больше о проекте на нашем сайте «айтикуба» (https://itcub.ru) или непосредственно на сайте проекта (https://yandexlyceum.ru/).

– Магомедшапи Дибирович, какие преимущества школьникам дает сертификат об окончании?

– Сертификат – это инструмент скорее мотивационный. Ценно именно образование, опыт, компетенции, которые обучающийся получает в нашем центре. Это не только знания и навыки работы с программным обеспечением, не только практика разработки программного кода, а умение работать в команде, взаимодействовать с другими участниками проекта, распределять задачи и, объективно оценив свои силы, выбрать и довести до конца конкретную свою подзадачу. Для кого-то это также возможность выявить и проявить свои лидерские способности.

– Как подать заявку на обучение?

– Поступить к нам несложно – нужно заполнить форму предварительной регистрации на нашем сайте https://itcub.ru. Далее мы связываемся, приглашаем на занятия (предварительно обсудив график), и ученик (если ему уже исполнилось 14 лет) или родитель заполнит заявление, согласие на обработку персональных данных и согласие на проведение фото- и видеосъемки.

– Как по-Вашему, всякого ребенка можно научить языку программирования или нужны определенные способности?

– Тут, наверное, как в любом другом деле – насильно нельзя никого заставить что-то выучить. Если человеку что-то интересно, то ему, скорее всего, даже не понадобится и «времени», чтобы освоить материал. Первоочередная задача педагога – заинтересовать нашего обучающего. Тут как раз на помощь идут и педтехнологии, интересные задачи, проектная деятельность, работа в команде и т. д. Да и сам предмет, направления, которые мы предлагаем в нашем центре, – самые инновационные, востребованные, а главное, интересные детям. Так что у нас не стоит задача научить, нам нужно лишь заинтересовать, а остальное все он сделает сам.

– Наверняка, у Вас сильная команда педагогов-профессионалов…

– Да, команда, конечно, – это самое ценное в нашем центре. Действительно, привлечь хорошего специалиста на работу задача сложная – все интересные кандидаты, как правило, либо уже устроены и у них планы на месяцы и годы вперед. Есть несколько специалистов, которых удалось убедить перейти работать к нам в центр, оставив свои насиженные места, но в большинстве своем наш коллектив молодой. Еще в летний период некоторые успели попасть на дистанционные курсы, организованные федеральным оператором, но таких совсем немного. Мы готовим свои кадры. Каждый из них – интересная личность, со своим мировоззрением, желанием работать и, главное, желанием расти. Специфика наших образовательных программ такова, что без постоянного их совершенствования, коррекции содержания, развития, саморазвития педагогов, – мы, наш центр, наши педагоги – быстро станем не актуальными, не востребованными, не интересными. Я сам постоянно совершенствую свои знания, навыки и требую того же от своих коллег. Добавлю один откровенный момент из своего личного опыта – не стыдно сказать ученику, что я не знаю ответ на его вопрос сейчас. Однако должно быть безумно стыдно, это просто недопустимо, не сделать ничего, чтобы найти ответ на его вопрос до следующей нашей встречи...

– В минувшем году на базе ОЛБПиЗП «Надежда» прошла профильная смена Кампуса молодежных инноваций от МАН РД. Подобные мероприятия планируются в перспективе?

– Конечно, мы планируем в своей работе проведение различных мероприятий, участие в проектах наших коллег. Как один из узлов большой федеральной сети, у нас имеется перечень мероприятий, проводимых и самим федеральным оператором. Организовывать и проводить региональные, межрегиональные мероприятия для творческих, ищущих, обучающихся также в наших силах. Мы как раз планируем активно участвовать в грантовых программах, в рамках реализации которых мы смогли бы предлагать обучающимся интересные задачи, привлекать передовых экспертов в отрасли, разрабатывать и проводить интересные и востребованные образовательные программы.

– Назовите, пожалуйста, топ-5 профессий будущего?

– Вот как приступил к работе руководителя, я понял: в топе всегда будет профессия хорошего учителя, преподавателя. Повторюсь, выше об этом говорил, найти хорошего преподавателя для центра оказалось действительно сложной работой. В топ профессий все же внесу и профессию врача – та эпидемиологическая обстановка, в которой оказалось все человечество, показывает, насколько мы все уязвимы в этом большом мире. Скоро уже год, как короновирусная инфекция диктует всем свои правила, а до сих пор не найдено доступного, эффективного средства для борьбы с ней. Так что врача и специальности, связанные с сохранением здоровья человека, я бы также оставил в топе. Возвращаясь к профессиям именно в сфере it, к направлениям, имеющим какое-то отношение к нашему центру, я бы сказал, что программирование – перспективная профессия в ближайшем будущем. Только нужно определиться, в каком направлении пойти. Например, программист бот-учителей: дистанционное образование сегодня – реальность, оно развивается и будет набирать обороты. У нас есть такое направление, как кибергигиена и большие данные. Цифровой мир все глубже проникает во многие сферы нашей жизни: и не удивляйтесь, если скоро появится такая профессия, как киберследователь. По сути, киберследователи уже активно работают, но потребность в специалистах такого рода будет только возрастать, да и называются они еще по старинке. Еще одна интересная профессия, может она не будет в топе, но будет востребована – дизайнер виртуальных миров. Этот специалист будет создавать концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир. Проблема на сегодняшний день в том, что многие направления востребованы, есть конкуренция на рынке труда, но существующая номенклатура не готова. Нет законодательной базы, которая бы шла в ногу со временем. Наглядный пример – smm-специалист. Специалисты уже есть, многие образовательные организации их уже даже готовят, но пока что условный работодатель не готов условному наемному работнику сделать соответствующую запись в трудовой книжке и должно оплачивать его труд. Так что, есть куда стремиться.

– Какие планы на будущее?

– Планы амбициозные. Про все говорить не стану. Есть первоочередные задачи, которые вначале необходимо разрешить. Скажу лишь, что есть план расширить направления подготовки в центре, как минимум у нас появится направление «Киберспорт». Также будем активнее привлекать обучающихся к участию в хакатонах, сами вот недавно приняли участие в хакатоне "Цифровой прорыв – 2020" (С-Кавказский IT-ХАБ — https://leadersofdigital.ru/). Будем принимать активное участие в грантовых проектах и, конечно, в мероприятиях, определенных нашим федеральным оператором для сети центров «IT-cube».

Беседовала К. Алибекова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14