Не будем нарушать нормы формообразования
Каждое воскресенье с интересом смотрю по каналу «Культура» интеллектуально-развлекательную передачу «Мы – грамотеи». Среди заданий привлекло внимание одно, связанное с числительными. Её участникам предлагались числа, которые надо было записать (набрать в компьютере) словами в указанном падеже. В одной из последних передач семиклассники должны были употребить в родительном падеже трёхзначное число (234), восьмиклассники и девятиклассники – четырехзначное в творительном (1998) и учащиеся 10-11 классов – пятизначное в дательном (10768). Справились с ним немногие. В предыдущих передачах ни один из участников не написал слова правильно.
Да простят меня мои коллеги-математики, скажу прямо: не встречал ни одного, кто бы употреблял в своей речи числительные правильно: или изменяют их неверно, или вообще не изменяют, т. е. употребляют в начальной форме. Примеры некоторых ошибок в образовании форм числительных приводятся в тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку. Наиболее распространенными являются следующие:
1) ошибочна первая часть сложного количественного числительного: с пятистами книгами (прав. – пятьюстами);
2) ошибочна вторая часть: с восьмьюста воинами (прав. – с восьмьюстами воинами);
3) ошибочны обе части: более восемьста учеников (прав. – более восьмисот учеников);
4) ошибочна форма одного или нескольких слов в составных порядковых числительных: в двух тысячи семнадцатом году (прав. – в две тысячи семнадцатом году), в двухтысячно семнадцатом году).
Допускаются ошибки и в простых числительных: почти в стах странах (прав. – в ста странах).
Причинами этих и других ошибок являются особенности словоизменения различных по структуре числительных (простых, сложных, составных) а также взаимовлияние разных форм, приводящее обычно к образованию ненормативной формы (контаминация). Так, особыми являются формы числительных два, три, четыре (двух, трёх, четырёх и т. д.). Эти формы сохраняются в сложных словах типа двести, триста, четыреста.
У числительных сорок, девяносто, сто всего две формы: в им. и вин. п. – сто, в остальных – сорока, девяноста, ста. Все остальные формы будут неправильными: к стам рублям, о стах рублях и др. Однако в сложных словах типа пятьсот в им., род. и вин. п. употребляется форма – сот (неправ. пятиста, шестиста и т.п.), в дат. – стам (пятистам), в тв. – стами (пятьюстами), в предл. – стах (о пятистах).
В качестве самостоятельных существительных эти формы употребляются в основном со словом несколько: без нескольких сот, к нескольким стам и т. д.
Трудности связаны и с употреблением слов полтора (полторы), полтораста. Как и числительные 40, 90, 100, они имеют две формы: в им. и вин. одна форма, в остальных – другая (полутора, полутораста).
Как известно, числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3 склонения (кровать). В сложных существительных типа пятьдесят, пятьсот изменяются обе части: пятьдесят, пятидесяти, пятьюдесятью и т. д. (формы типа пятидесятью ошибочны).
В сложных порядковых числительных типа пятидесятый, пятисотый изменяется только вторая часть, первая часть употребляется в форме род. п. (пятидесятого, пятидесятому и т. д.).
В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи восемнадцатый год, в две тысячи восемнадцатом году и т. д.
На наш взгляд, одной из причин ошибок в образовании форм этих числительных являются слова на -сотый, -тысячный, -миллионный и т. д.(пятисотый, двухтысячный, трехмиллионный и т. д.), в которых изменяется только вторая часть, а первая употребляется в форме род. п.
С числительными как с частью речи учащиеся знакомятся в 6 классе, их словоизменение должно повторяться, закрепляться в 10-ом, но многие из выпускников все же допускают ошибки в их употреблении, не всегда распознают ошибочные формы в тестах.
Если вы попытались образовать и записать формы числительных, предложенные участниками передачи «Мы – грамотеи», то можете проверить себя:
род. п. – двухсот тридцати четырех;
твор. п. – тысячей девятьюстами девяносто восемью (возможны варианты восьмью, тысячью);
дат. п. – десяти тысячам семистам шестидесяти восьми.
Хочу воспользоваться возможностью и обратиться с просьбой к учителям математики: «Научите, пожалуйста, своих учеников правильно употреблять числительные!»
Другие ошибки в употреблении числительных скорее являются синтаксическими, но о них в другой статье.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.