Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.02.2017 12:13 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 15.02.2017 г.

Внедряя в жизнь программу «Одаренные дети»

Автор: М.А. Арсаева
учитель обществознания, СОШ № 17, г. Хасавюрт

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

Одаренные дети: кто они, откуда они берутся? Это самородки или трудоголики? Обладает ли одаренностью любой ребенок? Эти вопросы являются предметом исследования психологов, педагогов.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
• креативности;
• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
К категории одаренных я отношу детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. В этом убеждаюсь из года в год. Порой именно эти дети мне помогают самосовершенствоваться,
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям, стоит перестать с ними все время двигаться вперед, получая все новую информацию. Как часто начинает угасать интерес к новым исследованиям, познанию? Им важны принципиальные темы, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями муниципальных, республиканских олимпиад, международных конкурсов, успешно поступают и учатся в вузах страны. С гордостью могу их назвать: А. Наврузов, сестры Ш. и М. Джамиевы, П. Гамзатова, А. Воронкова, Б. Эскаев, И. Болатов, А. Байгериев, С. Аликпачев, Л. Гюльмагомедова и многие другие выпускники школы. Под стать им идут сегодняшние наши замечательные дети, настоящие труженики в образовании: А. Джамуев, З. Хожикова, С. Кагерманов, Д. Калаев, А. Бисанбиев. Этот список можно и дальше продолжить. Вот он генофонд нации, наше сегодняшнее и будущее! Мы вами гордимся и верим, что вы приумножите научный потенциал страны. Много в нашей школе и таких детей, которые пишут стихи, обладают художественным, танцевальным и другими видами одаренности.
Задача педагогов, родителей помочь им в развитии их способностей, создавать благоприятные условия для реализации их таланта. Ежегодно мои маленькие таланты выступают на разных площадках от муниципальных до международных конкурсов, учатся в самых престижных вузах, а самое главное, учатся качественно жить в обществе, быть креативными, понимающими, чего они хотят в этой жизни.
Как достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
• выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
• создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Никогда не жалею личного времени, дверь моего дома для них всегда открыта. Провожу большую внеклассную работу по предмету. Урок – это очень маленькое пространство времени, чтобы сделать что-то качественно с такими детьми.
В практике своей работы использую какие только возможно виды поошрений.
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи обществоведческого содержания, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки, брейн-ринги, викторины, телемосты, встречи с интересными людьми, где творцами урока зачастую являются сами ученики. Широко практикую такие интерактивные методы как «Инсерт», воспитывающий интерес к учебнику, чтению, методы «ПОПСформула» и «Синквейн», развивающий мышление учащихся, как того требует ФГОС, ИКТ и другие современные педагогические технологии.
Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время; 2) обогащение обучения. В практике своей работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» – более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работа по подготовке к олимпиадам носят системный характер, занимаемся в течение всего года.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных уровнях, многие из этих работ становятся достоянием широкого круга читателей.
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

91