Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.06.2016 11:20 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 15.06.2016 г.

Методическая служба в период перехода на новое содержание языкового образования

Автор: З.Н. Мамонтова
методист кафедры ФО ДИРО

Источник фото: gimnazia38.ru

В условиях модернизации современной системы образования (введение ФГОС второго поколения, ОГЭ и ЕГЭ) возрастает роль деятельности методической службы.
Сегодня методическая служба должна представлять собой единство взаимосвязанных структурных и функциональных элементов, характеризующихся системностью содержания работы, чередованием теоретических и практических организационных форм деятельности, обеспечивающих алгоритм формирования и развития языковой и методической культуры педагога как показатель профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Можно выделить 4 приоритетных направления  деятельности методических служб  республики:
Первое  направление – информационная деятельность. Сегодня это сделать просто: через систему Интернет, библиотеки создать банк данных по вопросам теории и практики преподавания ИЯ в области содержания и методов обучения ИЯ в России и за рубежом, и это не беспорядочный сбор любых материалов, а нужной информации по самым болевым и  важным вопросам. Сегодня это:
- реализация ФГОС средствами иностранного языка с решением предметных, метапредметных, личностных результатов.  Под «флагом» ФГОС пишутся статьи, разрабатываются проекты, уроки, но все это делается без предварительного изучения ФГОС по разрабатываемым проблемам. Отсюда вытекает задача для МО – обеспечить каждого учителя ФГОСами;
- подготовка учащихся и учителей к ОГЭ и ЕГЭ.  Есть опасение, что в 2020 году в Дагестане ЕГЭ по иностранным языкам сдадут отдельные учащиеся (примерно 5-10 %). С этой целью целесообразно создать банк данных по ОГЭ и ЕГЭ, а также проводить ежегодные  ЕГЭ среди учителей, которые не все знакомы с формами, видами и типами заданий госэкзамена. Важным и очень полезным будет решение МО о проведении переводных экзаменов с 5 по 8 класс, а также ежегодных пробных ОГЭ и ЕГЭ;
- создание условий для решения выше обозначенных задач (накопление методов, технологий обучения, в том числе интерактивных).
Вторым направлением методической службы  является помощь учителям в освоении программ раннего, общего и среднего образования. Сюда относится, прежде всего, методическое обеспечение раннего обучения ИЯ, так как во многих районах Дагестана обучать ИЯ со 2 класса стали всего год назад. Большой проблемой стал выбор учебников. Для освоения программы по ИЯ разными издательствами создано 7 линий УМК по английскому языку, 3 УМК – по немецкому и 2 УМК – по французскому. В вопросе выбора УМК методисты на местах допускают много нарушений: часто УМК меняются по несколько раз, что негативно влияет на усвоение учащимися иностранного языка, так как у каждого автора УМК своя система обучения, свой отбор и систематизация языкового материала, разный лексический материал, что приведет в конечном итоге к полному развалу в обучении, и у учащихся к концу обучения не будут сформированы необходимые коммуникативные умения и навыки.
Кроме ранней ступени обучения, в неменьшей мере нуждается в помощи обеспечение программ общего и среднего языкового образования и освоение плана профильной школы.
В этой связи необходимо наладить  научно-методическую поддержку руководителям школ, руководителям МО, учителям по  переводу школ в режим развития. Здесь важными звеньями методического обеспечения станут:
- планирование работы методобъединений в соответствии с новыми задачами лингвистического образования;
- помощь учителям в выборе УМК и обеспечение ими школ;
- переход на новую форму планирования урока;
- овладение новыми системами обучения аудированию, говорению, чтению, письму (каждый УМК решает это по-разному);
- овладение новейшими технологиями обучения, обеспечивающими устойчивые результаты в  достижении коммуникативных компетенций учащихся. Сюда следует отнести разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, интерактивные формы обучения без использования ИКТ (что доступно каждой сельской школе) и с использованием компьютерных технологий. Активнее внедрять уже зарекомендовавшие себя – метод  проектов, методы коммуникативного обучения.
Третьим направлением методической работы является мониторинговая деятельность (проведение контрольных работ). Пора взяться не за эпизодичный, а за системный контроль знаний, навыков и умений учащихся по предмету. Иностранный язык – самый бесконтрольный предмет в школе. Административные контрольные работы не проводятся вообще из-за незнания языка руководителями школ, а оценки, выставляемые учителями, не дают полной картины освоения учащимися программ.
Четвертое направление – это область повышения квалификации учителей и руководящих работников школ. Сюда следует отнести:
- прохождение курсов методистами, инспекторами, отвечающих за предмет (это серьезный сбой работы управлений образованием, так как люди, отвечающие за предмет, сами порой бывают некомпетентными);
- проведение семинаров, мастер-классов для руководителей школ по современным требованиям к содержанию языкового образования и организации системы контроля за предметом;
- организация профессионального  консультирования учителей в вопросе перехода на новое содержание лингвистического образования;
- построение работы методических объединений, отвечающей требованиям сегодняшнего дня и потребностям учителей в реализации ФГОС;
- организация самообразовательной работы учителей, направленной на реализацию ФГОС и практико-ориентированное обучение;
- главное – регулярное прохождение учителями курсов ПК в очной форме в период перехода на новое содержание образования.
Из сказанного следует, что методическая служба, построенная в соответствии с новыми подходами в языковом образовании,  способна поднять преподавание и языковую подготовку учащихся на должный уровень, в соответствии с ФГОС.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43