Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 10:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 20.01.2017 г.

Активизация умственной деятельности младших школьников

Развитие мышления учащихся – важнейшая задача современной школы. Сформированность умственных действий является необходимым условием сознательного и прочного усвоения материала учебных дисциплин, средством систематизации и выведения новых знаний. От особенностей развития мышления во многом зависит успешность учебной деятельности.
Как показывают специальные исследования, в младшем школьном возрасте должны интенсивно проходить совершенствование мыслительных операций и развитие абстрактно-логического мышления. Если результат приобретения знаний виден, то результат овладения мыслительными операциями скрыт, и самостоятельно проследить процесс продвижения в умении мыслить достаточно трудно.
О готовности учителя к управлению мыслительной деятельностью младших школьников, как показывает мой опыт и исследования, можно судить по нескольким показателям.
Первым таким показателем является знание цели управления и научного познания, готовность взять на себя ответственность в решении интеллектуальных задач.
Вторым показателем является умение определить несколько вариантов алгоритма решения учебной задачи.
Третьий показатель – умение определить задачи учебно-познавательной деятельности младших школьников, разрабатывать их решения, отбирать главное, существенное.
Четвертый – конечный продукт учебной деятельности: качество овладения школьниками общеучебными знаниями, умениями и навыками.
Учитель, управляя деятельностью младших школьников по развитию познавательной активности, должен постепенно усложнять учебные задачи, которые решаются в процессе учебной деятельности. Очень важно, чтобы в процессе обучения младшие школьники овладевали не только глубокими и прочными знаниями, но и способами активизации умственной деятельности.
В своей работе учителя начальных классов я придерживаюсь главных концептуальных положений:
• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому;
• Соединение обучения с пением ( песни, попевки и т.п.);
• Путь к чтению лежит через письмо;
• Творческое использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной;
• Максимальная наглядность;
• Принцип регулярного повторения;
• Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений;
Безусловно, следует учесть, что необходимо диагностико-технологическое управление учебным процессом.
Технологический подход, на наш взгляд, представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления. Учителю дано право дополнять учебно-научно-методические и методические подходы педагогики, психологии, психо-дидактики.
Отечественный ученый педагог-психолог П.П. Блонский 1884-1941 г писал: «Вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно-внимательных детей пора переходить к школе активных детей и внимательного учителя».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1