Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.02.2017 12:42 Среда
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 15.02.2017 г.

История ЕГЭ: зарождение и развитие

Первое полугодие учебы в школе осталось позади, и учащиеся 9 и 11 классов начали готовиться к довольно важному событию в их жизни – Государственной итоговой аттестации. Сразу отметим, что основной этап ГИА в 2017 году будет проходить с 26 мая по 1 июля. То есть, до экзамена осталось всего-навсего 4 месяца... Пора детальнее узнать, как будет проходить ГИА и чего школьникам следует ожидать. Минобрнауки РД вводит рубрику «Вся правда о ЕГЭ». В этом номере вы узнаете историю зарождения и развития ЕГЭ в России.

ЕГЭ существует в России уже более 15 лет, однако его до сих пор критикуют, требуют отменить или хотя бы сделать добровольным. Впрочем, то, что критиковали в начале 2000-х, и то, что критикуют сейчас, не одно и то же. За время своего существования ЕГЭ сильно изменился и теперь лишь отдаленно напоминает изначальную задумку реформаторов.

Зачем придумали ЕГЭ?
Система поступления в высшие учебные заведения до появления ЕГЭ выглядела так. Сначала выпускники должны были сдать экзамены в школе, через несколько недель – в вузы, причем, как правило, сразу в несколько. У некоторых вузов существовали «потоки» – можно было сдать экзамены в один институт, провалиться и после этого попробовать себя в другом месте или на другом факультете того же института. Иными словами, абитуриентам приходилось жить в постоянном экзаменационном стрессе по два месяца и порой сдавать за это время более десяти разных экзаменов. Итоговые оценки выпускных экзаменов можно было сразу же выкидывать – в институтской жизни на них никто не обращал внимания (если, конечно, ученик не получал золотой медали).
Такая система не могла обеспечить всем школьникам равные возможности: выпускникам из регионов приходилось ехать на экзамены в Москву или другой крупный город – и они выбирали не те места, где по-настоящему хотели бы учиться, а те, которые ближе находятся. Москвичи имели возможность готовиться к поступлению с преподавателем из желаемого вуза, и нередко «репетиторство» было завуалированной формой взятки: вместо знаний дети получали «протекцию» на вступительных экзаменах.
Единый госэкзамен задумывался как решение проблемы с доступностью высшего образования для школьников во всех регионах страны и как способ победить коррупцию в вузах. Для этого было решено изменить форму выпускных экзаменов и сделать их заменой вступительным испытаниям.
Первый – экспериментальный – ЕГЭ провели в 2001 году. Тогда же были сформированы базовые принципы единого госэкзамена. В отличие от традиционных выпускных экзаменов, ЕГЭ учащиеся должны были сдавать в помещении незнакомой школы, а работы отдавали на проверку незнакомым с детьми учителям. Сам экзамен в большой степени состоял из тестов с несколькими вариантами ответов. Результаты ЕГЭ выпускники могли направить в разные вузы, избежав поездок в незнакомый город и длительных вступительных испытаний.

Почему ЕГЭ критиковали?
Мало какая реформа подверглась такой сильной критике, как реформа выпускных экзаменов. Больше всего противников реформы раздражала «угадайка» в новом экзамене – по их мнению, с помощью тестов невозможно проверить реальные знания школьников, не говоря уже об их способности «мыслить нестандартно» и творчески подходить к решению проблем. Критики ЕГЭ упирали еще и на то, что учителям придется заняться натаскиванием детей на тесты и из-за этого упадет общий уровень образования. «Схематичность подготовки ведет к схематичности знаний. А такие знания не нужны ни родителям, ни самим школьникам, ни вузам, ни работодателям, ни стране», – говорил, например, в 2013 году вице-спикер Госдумы и профессор МГУ Иван Мельников (КПРФ, от которой он избрался, еще при обсуждении реформы заняла нетерпимую позицию по отношению к ЕГЭ).
Родители жаловались еще и на то, что экзамен теперь больше похож на военную операцию и оборачивается для детей жутким стрессом. В регионах недоумевали, почему ЕГЭ можно сдать только на русском, а не на национальном языке. Одна из таких жалоб в 2009 году дошла до Верховного суда: жительница Татарстана Аида Камалова посчитала, что запрет сдавать экзамен на татарском языке нарушает права ее дочери, а также ставит ее в неравное положение по сравнению с теми, кто в школе учится на русском. Суд посчитал, что проводить ЕГЭ только на русском языке законно.
Не добавили популярности ЕГЭ и скандалы, которые теперь ежегодно сопровождают экзаменационный период. В 2009 году СМИ сообщали о нашествии «100-балльников» из Чечни, Дагестана и Ингушетии в ведущие вузы страны. Утверждалось, что они поступали сразу в несколько вузов и при этом не могли написать без ошибок даже формальное заявление (Любовь Глебова, которая тогда возглавляла Рособрнадзор, называла эти сообщения «мифом»). Аномально высокие баллы за экзамен в некоторых регионах привели к появлению «ЕГЭ-туризма», когда школьники за несколько месяцев до выпускных экзаменов переводились в школы других субъектов РФ. В 2011 году задания к ЕГЭ по математике утекли в Интернет, а за деньги можно было получить и ответы к экзамену. В 2013 году произошел скандал вокруг экзамена в Ставрополье: на досрочном ЕГЭ в регионе было семь 100-балльных работ, причем право на досрочный экзамен было выдано одним и тем же врачом. Среди досрочников оказались дети чиновников.
Скандалы вокруг выпускных экзаменов стали появляться в том числе потому, что новая система дала возможность отслеживать результаты. ЕГЭ так и не стал действенным средством от коррупции, но дал возможность ее заметить и поймать за руку тех, кто получает школьные аттестаты обманным путем.

Как менялся ЕГЭ?
Изменения в ЕГЭ вносились на протяжении всего времени его существования. Большинство из них скорее напоминали косметические правки, однако за 15-летний срок изменений накопилось столько, что ЕГЭ в его сегодняшнем виде стал мало похож на тот экспериментальный экзамен, который впервые проводился в 2001 году.
Из ЕГЭ постепенно исчезает тестовая часть. Уже во всех предметах английского языка ликвидирована тестовая часть экзамена. Благодаря этому итоговая аттестация по указанным предметам будет больше напоминать письменную контрольную работу, которую сдавали выпускники российских школ до внедрения ЕГЭ.
По словам специалистов из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, исключение тестовой части, где предусматривается выбор правильного ответа из нескольких вариантов, позволит исключить элемент случайного угадывания. В итоге в ЕГЭ осталась только часть B, которая требует простых ответов и проверяется компьютером, и часть С, где школьникам нужно дать развернутый ответ (его проверяют два независимых эксперта). Помимо этого, в ЕГЭ по гуманитарным предметам появится устная часть, что сделает экзамены очень похожими на те, что сдавали 15 лет назад по билетам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23