Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

22.05.2021 18:50 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 27.04.2021 г.

Незабываемое

Автор: М.А. Астратьянц

Чудом уцелевшая фотография. На обратной стороне написано: фотографировались 3-го марта 1946 г., когда учились в 6-м классе школы № 3. И по списку фамилии и имена всех девочек и учителей с названием преподаваемого предмета. Обычный снимок на фоне школьной доски.

Ядрихинская Александра Петровна, директор школы, она награждена медалью «За добросовестный труд в 1941-1945 г.».

Киршенбаум Ревекка Фёдоровна – учитель математики.

Плавинская Юлия Павловна – учитель русского языка.

Гончарова Полина Максимовна – учитель истории.

Кузнецова Наталья Михайловна – учитель немецкого языка.

Дубинская Мария Григорьевна – учитель географии.

Почему 3-я школа? Почему только девочки?

Я поступила в первый класс в школу № 2, но во время войны несколько школ стали госпиталями, и было введено раздельное обучение. Учеников перераспределяли по другим школам. Переводились в разные школы и учителя. Так я и оказалась в школе № 3, в женской семилетней.

Что это за школа? Где она находится? Я никогда не знала. За мединститутом пошла по незнакомой улице Лёвина вверх. Справа и слева маленькие одноэтажные дома. За домами возвышается маяк – главная достопримечательность нашего города. Дошла до самого верха, на каменном участке маленькое здание, а совсем рядом – вход в тюрьму. Это здание, невысокое, но аккуратное, и было школой № 3. Она оказалась удивительно уютной, приветливой и доброй. Очень приятная и снаружи и внутри. Два этажа. На втором этаже все классы выходят в коридор. Тут же учительская. Рядом на стуле спокойно сидит очень пожилая женщина. Говорят, бывшая учительница. На столике небольшой металлический звонок. А на стене обычные часы. Звонки на уроки и с уроков не дребезжащие, а какие-то добрые.

И именно в этой школе с этими учителями пережили мы, девочки из разных школ, трудные военные годы и не менее трудные послевоенные годы.

Наш город не был оккупирован. Говорят, что самолёты фашистов летали и даже бомбили. Не помню. Но подготовка к обороне велась весьма серьёзная. На подступах к городу рылись траншеи, на улицах расставлялись тяжёлые противотанковые ежи. Окна оклеены белыми полосками и на ночь укрываются чем-то плотным. Уличные фонари приглушены, а где-то их просто нет. Во дворе даже вырыто бомбоубежище.

Город был фронтовым тылом. Сюда прибывали эвакогоспитали. И на вокзале их встречали не только врачи и медсёстры уже работающих госпиталей, но и местные жители. Надеялись среди раненых найти своих родных. И так случалось очень часто. В госпиталях работали и местные врачи, и те, кто оказался в Махачкале во время эвакуации из Украины, Белоруссии, Ленинграда. В небольшом городе собрались тысячи людей, целыми семьями с детьми и стариками. В парках на бульварах палатки – в них живут беженцы, как и в больших домах под лестничными клетками. Квартиры уплотняются, одна комната – для приезжих. На этих людей трудно смотреть. Уставшие, измученные они потеряли дом и всё, что у них было. Всё острее ощущается нехватка продуктов. Страшнее всего потерять карточки на хлеб. Главный торговый центр – базар и всё, что с ним связано.

Но город живёт и работает. Работают школы. Нет тетрадей – пишем на обрывках газет. Перья-уточки ломаются, скрипят или их просто нет. Ничего. Наслюнявим чернильный карандаш – и можно писать. Клякса в тетради! – потрём пальчиком до дырки. Но главное – чернильница-непроливайка в мешочке. Постоянно проливается. И самодельный портфель – тряпочная сумка постоянно в пятнах, а чернило – какой-то порошок, разбавленный водой. Почти прозрачные. Так и учились. Зато научились читать. На улицах города на оградах укреплялись фанерные щиты. На них ежедневно наклеивались свежие газеты. Мы прочитали в них о подвигах Зои Космодемьянской и главы из романа Александра Фадеева. Узнавали о героизме солдат и полководцев. А в каждом доме обязательно на стене огромная карта нашей страны, на ней мы отмечали флажками занятые фашистами, а потом освобождённые города и районы. И всё-таки главный источник информации – радио. Огромная чёрная тарелка, скорее блюдо из картона. Знакомый голос диктора: от Советского информбюро. Мы, ученики, помогали фронтовикам – собирали у жителей необходимые в военной жизни вещи: кисеты, украшенные вышивкой, пачки табака, кусочки мыла, платочки, полотенца. Всё это в школе укладывалось в посылки с нашими добрыми пожеланиями и отправлялось на фронт. Учили новые песни, стихи, танцы. Выступали с концертами в госпиталях, иногда прямо в палатах, где кровати в два яруса, а раненые не могут пойти в школьный зал.

Минул почти год после окончания войны, а на фотографии ученицы 6-го класса кажутся гораздо старше. Лица сосредоточенные, серьёзные. И одеты они больше чем скромно. Это потому что всё, что связано с войной, в их памяти: похоронки, письма-треугольники, солдатские фотографии.

В 1947 году, окончив седьмой класс, мы разошлись в разные школы. Но вся страна, весь наш город, каждая школа будут жить, учиться и работать со словом «война». С тревогой и надеждой ждать почтальонов: вдруг живой, вдруг похоронка – ошибка. В школы возвратятся учителя – инвалиды, раненые. В техникумах, в вузах будут учиться те, кто не успел получить образование, спеша на фронт. На пионерских сборах, утренниках, вечерах самыми дорогими гостями будут участники войны. Не ветераны, а молодые люди. Они ещё донашивают гимнастёрки, бушлаты, военные сапоги. Они не вспоминают, а рассказывают о том, что было, как было не когда-то, а всего год назад. На городском кладбище – солдатские могилы. На скромных плитах часто: «Неизвестный». Сюда, к этим могилам, будут приходить школьники, чтобы ухаживать, приводить в порядок. И часто не одни, а с родственниками погибших, приезжающими из разных городов страны. До 1953 г будет ещё работать госпиталь в школе № 7. Здесь долечивались и проходили реабилитацию участники ВОВ. И к ним по-прежнему приходят с концертами ученики школ.

А я в 1950 году вернусь в школу №3. Студентка, старшая пионервожатая с галстуком на груди. С 8:00 до 14:00 активная работа без остановки. К 14:00 бегом с горки на занятия. И работать я буду с теми же учителями, у которых училась всего три года назад. Только директором школы станет Екатерина Фадеевна Соловьёва, очень известный в городе педагог. Спокойная, сдержанная, она никогда не повышала голоса. Работать под её руководством в деловом и дружеском окружении знакомых учителей было очень интересно.

Мне вообще кажется, что в те годы работа общественных организаций, пионерской, комсомольской, профсоюзной, велась на высоком уровне. Всё в полном порядке: пионерская комната, знамя дружины, отрядные флажки. Дневник дружины, план работы, горны, барабаны, номера «Пионерской правды». Настольные игры для детей. Специальные выпуски альбомов для вожатых. Отрядные и дружинные сборы. Отрядные – любая общая работа, экскурсии, походы. Дружинные – часто торжественные. Чёткий строй. Отряды со своими флажками. Рапорты: звеньевые председателю совета отряда, он – старшему вожатому, вожатый директору школы. Под звуки горна и барабана вынос знамени. Эти ритуалы сейчас кому-то кажутся смешными, а тогда это были дни радости, торжественного участия в важном деле. Особенно если принимали в пионеры, этот день был праздником всего микрорайона. Во дворе школы – родители, гости, работники райкомов и горкомов комсомола. И галстуки ребятам повязывают заслуженные учителя, приглашённые участники войны, старейшие жители района. Работа в школе – ежедневный кропотливый труд, порой почти незаметный. А бывает и очень заметный.

Ксения Михайловна Лайкам – замечательный учитель биологии. Личность выдающаяся, высокая женщина с копной чёрных волос, большие очки. Голос слышен с первого этажа до второго. Она решила, что возле школы нужно посадить и вырастить сад. Буквально на камнях. И вот ученики и учителя в ведёрках, в кувшинах несут откуда-то из питомника за вейнеровским садом чернозём. День за днём на гору без ступенек. В конце концов готова площадка. И сад вырос. Не для прогулок, а для практической работы. Над забором засветились яркие шапки подсолнуха, высокие початки кукурузы. У каждого класса свои грядки. Здесь они что-то выращивают, копошатся. А в уголках школы, под лестницами мирно поживают кролики. И за ними надо ухаживать и следить, чтобы они не разбежались по школе.

К сожалению, не могу назвать всех учителей, но перед глазами у меня Надежда Тимофеевна Ахмедова, учитель физики. Красавица осетинка, с роскошными косами ниже пояса. Всегда с улыбкой, остроумная и доброжелательная. Евгения Михайловна Кожевникова – одна из лучших учителей города Махачкалы, преподаватель литературы от Бога. И великолепная певица. В школе нет зала. В одном из классов пианино. По праздникам выносятся парты, здесь вечера отдыха. У пианино Евгения Михайловна. Сильный аккорд. И чистый голос без микрофона, без подпевок.

«Над полями да над чистыми

Ветер птицею летит...»

Слышу как сегодня.

На школьной линейке я прочитала стихотворение Ольги Берггольц «Победа». Ко мне подошла учительница начальных классов Мария Степановна Тапешкина: «Молодец, девочка, хорошо прочитала». Её похвала мне очень дорога. Она из тех учителей, которые начинали работать задолго до войны. Гражданская война, создание советского государства, трагедии 37-го года, ВОВ – это всё в их биографиях. И радости, и горести, и тяжкие потери. Но они сохранили мужество, веру, человеческое достоинство. И до старости оставались людьми, о которых с любовью, нежностью и гордостью пишут, говорят и поют «Учительница первая моя».

Я знала учителей этого поколения, работавших и в других школах: Тамара Мовсесовна Ахундова, Варвара Иосифовна Куликова, Кристина Христофоровна (не помню её фамилии), Мария Ивановна Лесняк. Их многолетний опыт, отношение к делу, которому они посвятили жизнь, – пример для многих молодых учителей.

Пройдут годы, я буду работать в другой школе, в тринадцатой, но здесь я встречусь и буду долгие годы сотрудничать, крепко дружить с учителями, у которых мне посчастливилось быть ученицей в далёкие годы войны в школе № 3.

Продолжение в след. номере.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

150