Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

08.03.2021 14:06 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 26.02.2021 г.

Язык, идущий от самого сердца

Автор: А. Азизова

В мире много языков, но среди великого множества есть один, который идет из самого сердца – родной язык.

Вот уже 18 лет учитель гимназии № 35 посёлка Ленинкент, абсолютный победитель Всероссийского мастер-класса учителей родного языка 2011 года Гулишат Абдусаламова учит ленинкентских ребятишек родному аварскому языку. Для нее родной язык – язык любви, способный творить чудеса, духовное богатство, непрерывающаяся связь с поколениями.

Накануне Международного дня родного языка мы встретились с Гулишат Магомедовной и поговорили о "болевых точках" родного языка, о практике его преподавания, а также о значимости для современного поколения.

– Когда Вы решили, что преподавание родного языка станет Вашей профессией?

– Наверное, каждый человек, еще обучаясь в школе, отдает предпочтение каким-то предметам. Для меня таким уроком был урок родного языка и литературы. Я очень любила читать на аварском языке вслух, мне нравилось слышать эту речь. Тогда еще я не задумывалась о том, что стану учителем. Когда уже стал выбор кем стать, то я отдала предпочтение любимому предмету – родному языку.

– В чем заключается ключевая роль школьного образования для сохранения языков?

– Ключевая роль школьного языкового образования ориентирована не только на обучение ребенка основным видам устной и началам письменной речи, но и на формирование у него личностно-значимого, эмоционального и творческого отношения к процессу познания национальной культуры посредством родного языка.

Поскольку язык является формой существования духовной культуры народа, на мой взгляд, полноценное изучение языка – это, прежде всего, приобщение к духовным ценностям своей нации. Язык народа несет на себе отпечаток всей его истории.

– Многие обыватели удивляются такой заботе. Для них языки не представляют никакой ценности в современном мире. Гулишат, зачем вообще сохранять языки?

– Очень часто мы слышим этот вопрос от родителей и детей. Хочется привести несколько аргументов по этому поводу.

Во-первых, мы должны понимать, что чем больше языков знает ребенок, тем шире его кругозор и мировоззрение. Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Нужно понять, что изучение родного языка никогда не мешает другим предметам, а, наоборот, даже помогает им в этом.

Во-вторых, забывая свой родной язык, человек забывает свою историю, отрывается от своих корней, а дерево без корней, как мы знаем, не может расти. И у такого дерева нет будущего, оно не зацветет и не даст плоды.

В-третьих, человек без своего родного языка и истории теряет свою идентичность. История и язык народа связывают человека с землей, на которой он живет. Если нет этой связи – значит, нет у него Родины.

Каждый человек должен знать родной язык, дабы не потерять связующую нить с прошлым и будущим своего народа. Пусть по этому предмету не нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ, но перед каждым стоит более сложный экзамен: история предков и будущее детей!

– Родные языки сегодня, как правило, умирают в связи с тем, что падает их престиж. Как же его повысить?

– Для того, чтобы повысить престиж родного языка, каждый человек должен осознать: он является частью одной общности – нации. У каждой нации есть своя история, свои герои, традиции, мастера. Если человек знает историческое прошлое народа, гордится им, то он обязательно захочет изучить и знать свой язык. Потому считаю, что в первую очередь надо возрождать былое, забытое, – в ней мы найдем и житейскую мудрость предков, и красоту слова, и гордость за историческое прошлое.

Конечно же, к одним из факторов повышения престижа родного языка можно отнести и те обстоятельства, которые созданы для человека семьей, образовательным учреждением, органами власти и местного самоуправления. К счастью, у нас в гимназии для этого созданы самые лучшие условия: есть кабинеты родных языков, оснащенные современной техникой, интерактивной доской, наглядным и дидактическим материалом, который пополняется каждый год.

– Очень часто приходится слышать от школьников такую фразу: "Сейчас урок родного языка, можно на него и не ходить". Что бы Вы сказали таким ученикам? Какими методами стали бы влюблять в родной язык таких детей? Как происходит процесс обучения?

– Я горжусь тем, что мои ученики такое не говорят! У нас в гимназии уроки родного языка проходят наряду со всеми учебными предметами: с 1 по 6-ой урок они включены в основное расписание. Каждый ученик с удовольствием посещает уроки родного языка. Этому способствует и позиция нашего директора Чакар Меджидовны Меджидовой, которая считает, что родной язык – один из важных предметов учебного процесса.

Для повышения мотивации к изучению родного языка в нашей школе делается очень многое: каждый год у нас проходит месяц родных языков. В этот месяц проводятся конкурсы чтецов на родном языке, инсценирование по произведениям дагестанских авторов, учащиеся с удовольствием выпускают познавательные и литературные стенгазеты, проходит конкурс авторских стихов, где учащиеся сочиняют пусть даже самые маленькие, но свои стихи на родном языке, выполняют проектные работы на родных языках. Учителя родных языков проводят конкурсы на родном языке: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Поле чудес», «Брейн-ринг», где учащиеся с удовольствием принимают участие. Победители получают грамоты и дипломы, подписанные на родном языке.

Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными, с использованием занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи, с игровыми моментами, загадками, сказками, пословицами и поговорками.

Каждый урок учитель проводит так, чтобы ученик на следующий пришел с удовольствием, с жаждой познания языка, истории и культуры своего народа.

– Вы работаете с детьми, у которых нулевой уровень знания родного языка. Раз мы затронули тему преподавания, у Вас как у педагога есть претензии к ее методике?

– Так как мы работаем в городской школе, очень часто к нам приходят учащиеся с нулевым уровнем знаний родного языка, и учителя сталкиваются с рядом проблем: отсутствие книг для городских школ, отсутствие языковой среды. Уже назрела потребность разработать и выпустить учебные пособия для изучения родного языка как иностранного, ведь это так и есть для многих дагестанцев.

Мы, учителя родных языков, стараемся решить эти проблемы в рамках наших возможностей, создаем учебные программы, где главная роль отводится расширению словарного запаса учащихся, развитию речи, созданию разговорной среды на уроке родного языка.

– Еще одно недовольство к методике со стороны родителей, учеников: вместо того, чтобы научить самому важному – разговорной речи, ребенка мучают всякими грамматическими сложностями... Что скажете на этот счет?

– Я не считаю, что грамматические правила не нужно изучать. Ведь для развития правильной разговорной речи ребенок должен знать правила построения словосочетания, предложения, а также и другие правила родного языка. Грамматика родного языка помогает правильно сформулировать свой вопрос, получить полноценный ответ и, конечно же, понять то, что ему сказали.

– Гулишат, осознаете ли Вы, что работая учителем аварского языка, приносите пользу нации?

– С каждым годом я вижу, как много учащихся приходит в школу, не зная ни слова на своем языке. Меня как представителя своего народа это очень беспокоит. Я понимаю, что если исчезнет язык, исчезнет и моя народность. Чтобы не дать исчезнуть нашим народностям, мы, учителя родных языков, изо дня в день, кирпичик к кирпичику, строим наши "башни" – наши уроки. Мои ученики познают прекрасный мир родного языка, изучают историю и самобытность своего народа на основе литературных произведений. На каждом уроке родного языка я стараюсь дать понять ученикам, как важно знать свой язык. Считаю, важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам. Когда вижу плоды своей работы, понимаю, что приношу хоть и самую маленькую, но пользу для сохранения самобытности моего народа.

– Что Вы чувствуете, когда говорите на родном языке?

– Когда говорю на родном языке или слышу родную речь, я слышу и вижу его красоту, на этом языке писали великие люди. Горжусь, что являюсь представителем этой нации, что я – аварка!

Больше всего чувство гордости за свой народ я испытала на Всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка, включая русский – 2011», где мне посчастливилось участвовать и занять первое место. Наряду с учителями русского языка на этом конкурсе участвовали учителя родных языков многонациональной России. Одна из участниц конкурса, представительница русского народа, сказала: «Как же повезло вашим детям: они уже с рождения знают два языка – русский и свой родной».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

179