Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.06.2020 11:10 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 16.06.2020 г.

Осторожно, плагиат!

Автор: Т.В. Ковган
ведущая курсов «Основы журналистики в школе»,

Век Интернета принес нам цитирование без кавычек как норму присвоения авторства чужих слов и мыслей. Проще говоря, плагиат. Нынешний школьник в массе своей уже не видит, не чувствует разницы между своим и чужим.

Прошу старшеклассников рассказать, как они пишут сочинения по литературе.

– Я глупо не списываю из Интернета, – делится опытом отличница, – я беру текст, который мне нравится, и слегка его переделываю, добавляю что-то свое, слова иногда меняю. Иногда собираю из двух-трех источников.

Самое главное, за это ребенок получает положительную отметку. Эта школьная отметка оправдывает его действия, ставит на них короткое и емкое резюме: «Молодец! Так всегда и делай!». И мне порой кажется, что не только школьник не видит разницы между плагиатом и оригинальным текстом, но и учитель…

Много лет провожу конкурсы литературных и публицистических работ школьников разного уровня (город, край, Россия), поэтому глаз у меня наметанный: Интернет вижу уже после первого беглого просмотра текста. Он же так и лезет в глаза – своей корявой банальностью, стандартным построением фраз. А иногда даже не отформатированным html… После десяти-двенадцати работ начинаешь сомневаться во всех. Доходило до того, что все 400 конкурсных работ проверяла на плагиат! И что самое обидное – всегда его находила!

А дальше начинаются звонки педагогам....

– Светлана Васильевна, Вы прислали мне работу девочки на конкурс…

– Да, Вы знаете, такой хороший текст, такое оригинальное мышление у девочки.

– Очень оригинальное… Дело в том, что уникальность текста 53 %, оставшиеся 47 % – это плагиат. Текст наполовину взят в Интернете. Вам скинуть ссылочку?

– Ой, правда? Извините, я работу отправила, торопилась, не успела прочитать.

– То есть Вы отправили на городской конкурс работу, даже не прочитав ее?

Этот диалог мог бы показаться смешным, если бы не был таким грустным.

Девочка попросила помочь.

– Татьяна Викторовна, помогите исправить ошибки в сочинении по «Войне и миру», мне сегодня его сдавать.

– Катя, я не буду читать то, что ты взяла в Интернете. Мне это не интересно.

– Татьяна Викторовна, я клянусь, сама писала.

Читаю первую фразу: «Я прочитала роман Л.Н. Толстого «Война и мир»».

– Катя, это что за чушь? Разумеется, ты должна была прочитать роман. Иначе, как же ты о нем пишешь?

– А там было написано, что это работа на «отлично»!

Немая сцена…

Почему дети теряют эту границу: авторский текст – плагиат, тащат далеко не самый лучший Интернет в свои школьные сочинения, в общем, понятно. Потому что это им сходит с рук. У учителя просто реально нет времени проверять каждую работу на уникальность. Когда у тебя, к примеру, два десятых класса — это 50 с лишним сочинений, и, чтобы проверить каждое на плагиат, нужно провести не одну ночь в Интернете. А еще ежедневные тетради в 7-м, 5-м и 9-м, ЕГЭ, ОГЭ, внеурочка и т. д. Проще закрыть глаза и поставить тройку-четверку. Ученик успешен. И еще возмущается, что не пять.

Вот еще случай из городского конкурса. Проверяю на плагиат текст потенциального победителя. 11-классница пишет про ЕГЭ, текст слегка корявоватый, ершистый, непричесанный, но чем-то цепляет и запоминается. И даже задевает какие-то эмоциональные струнки внутри. Члены жюри (а это профессиональные журналисты и писатели) рекомендуют текст в лауреаты конкурса.

Итак, читаю и… вздрагиваю. В самой середке текста идеально гладко написанный абзац, но какой-то неживой и слегка казенный. Запускаю проверку на плагиат. Абзац дословно скопирован с одного из педагогических сайтов. Вы верите, что ребенок сам нашел этот педагогический сайт и украл оттуда кусок текста? Я – нет.

Что я могу сказать в этом случае педагогу? Не пойман – не вор:

– Здравствуйте, звоню Вам, чтобы сообщить: работа вашей ученицы снята с конкурса за плагиат.

– Да Вы что?! – искреннее удивление.

– Работа претендовала на победу в конкурсе, ершистый, не идеально литературный текст, но в нем был виден живой, думающий ребенок. В середине текста один абзац полностью скопирован с педагогического сайта.

– Да Вы что?! – осторожное удивление.

– Объясните, пожалуйста, ребенку, что плагиат – это воровство…

– Да-да, конечно.

Несколько лет назад трое суток на пару с молодым человеком – студентом, который вызвался помочь, проверяли конкурсные работы на плагиат. Нашли более 20-ти случаев полного, частичного плагиата и рерайта. Не сдержалась и отправила всем педагогам по школам и на личные адреса письмо со списком учащихся, работы которых сняты с конкурса за плагиат. В ответ – тишина. Никто не возмутился, не позвонил. До сих пор не уверена, что правильно поступила, опозорив коллег друг перед другом. Одако через год в этом же конкурсе было обнаружено всего два случая плагиата.

Как я проверяю тексты на плагиат? Предпочитаю программку Advego Plagiatus. Программа очень проста в установке и в использовании, распространяется бесплатно, скачать можно здесь: https://advego.ru/plagiatus/

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5