Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.05.2020 15:24 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 13.05.2020 г.

Всё для Победы: химия на фронте и в тылу

Автор: Р.К. Муташев
учитель химии, Заслуженный учитель РД, Почетный работник общего образования РФ, СОШ №10 имени А.И.Исмаилова, г. Хасавюрт

Совсем недавно мы отпраздновали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная для наших детей – далекая история. Мы, учителя, обязаны передать нашим детям то, что пережил наш народ. Большие возможности для раскрытия героизма нашего народа имеют школьные предметы. Как учитель химии, я хотел бы подчеркнуть о неоценимой роли химии в военном деле.

Мною собран богатый материал о роли химии в ВОВ, о химиках, которые внесли свой посильный вклад в дело фронта, и о химии в военном деле в целом как о науке. Этот материал находится в динамике на каждом моем уроке. Думаю, что использование этого материала в работе вызовет у наших детей позитивное отношение к изучению химии в школе.

Нн фронте, наряду с нехваткой обмундирования, продовольствия и боеприпасов, катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: буквально за два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Смесь уничтожала немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. в Берлине. Основу смеси составляла серная кислота, бертолетова соль и сахарная пудра. Как только такая бутылка при ударе разбивается о броню, компоненты запала вступают в химическую реакцию, происходит сильная вспышка, и горючее воспламеняется. «Боевой счет» бутылок впечатляет: за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили большое количество танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, долговременных огневых точек, долговременных огневых точек (дзотов), других укрепительных сооружений, автомашин и военных складов.

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей ярким пламенем горел запал – это загорался магний. Когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Большую роль в истории войны сыграли химические элементы-металлы, они помогали ковать победу над фашистской Германией. Одним из таких металлов был никель. В первой половине 19 века никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого, так как считался ювелирным металлом. Никель также добавляли в стальную броню. Затем он стал неотъемлемой составляющей орудий и танков. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах войны.

В огромных масштабах в годы войны выпускали различного состава стали – сплавы железа с другими металлами, которые придавали сталям новые свойства. Из сталей с молибденом готовили стволы орудий, винтовок, ружей, автомобили, обшивку военных кораблей. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, из неё изготовляли солдатские каски, шлемы, бронебойные снаряды. Хромовые стали не ржавеют, идут на корпуса подводных лодок, деталей торпед, авиамоторов. С кобальтом готовят жаропрочные стали, из них делали торпедные мины. Вольфрам добавлялся к железу для изготовления танковой брони, торпед, снарядов, важных деталей самолетов.

Особый спрос в годы войны был на алюминий и его сплавы. Алюминиевые сплавы служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них делали детали авиадвигателей, винтов, шасси и другие. Когда летчикам приходилось садиться на случайные площадки или, не выпуская шасси, на «брюхо», бывало, что лопасти винтов сгибались при ударе о землю. Сгибались, но не ломались! Тут же в полевых условиях их выпрямляли и снова летали с тем же винтом... Без алюминия сделать это было бы невозможно.

Сплав меди и олова – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов сделаны из латуни – сплава меди с цинком. Большинство латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом дивизионе был человек, ответственный за сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку.

Такие металлы как олово, цинк и медь образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники погибшим.

Целебные свойства воды, которые она приобретает после контакта с серебром, были известны давно. Серебро оказывает противомикробное действие, иногда более высокое, чем многие антибиотики. В годы войны серебряную воду использовали для лечения свищей, язв, гнойных воспалений, ожогов. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Так, при штурме Берлина 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.

Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Полученный советским ученым-органиком Михаилом Федоровичем Шостаковским полимер винилбутилового спирта в виде густой вязкой жидкости, оказался хорошим средством для заживления ран. Средство использовалось в госпиталях под названием «Бальзам Шостаковского». В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами.

Ученый, работавший в области органической химии, Исаак Яковлевич Постовский в конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов. В первые годы войны И.Я. Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства.

Биохимик Александр Владимирович Палладин во время войны синтезировал викасол – эффективное средство при кровотечениях. Учёными Московского университета был синтезирован фермент тромбин – препарат для свёртывания крови.

Никола́й Дми́триевич Зелинский – русский и советский химик-органик, наиболее известен как создатель активированного угля, изобретатель первого эффективного противогаза, создатель отечественного синтетического топлива из углеводородов. Ему удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов, которые могли взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия.

Никола́й Никола́евич Семёнов – русский и советский физико-химик и педагог, один из основоположников химической физики. Внёс существенный вклад в развитие химической кинетики. Вклад академика в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые им с сотрудниками в начале 40-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. С самого начала войны Никола́й Семёнов разработал и организовал производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом. Под его руководством было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов.

Михаил Михайлович Дубинин – советский физик-химик еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты проводил исследования адсорбции газов, паров и растворенных веществ, твердыми пористыми телами. Он – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания

Иван Николаевич Назаров — советский химик-органик. По его совету применяли специальный клей для ремонта боевой техники. Оказалось, что некоторые ремонтные работы с помощью клея можно вести даже в полевых условиях, во фронтовых ремонтных мастерских, в передышках между боями. Клей Назарова применяли для самых различных целей: ремонта бензобаков, корпусов аккумуляторов, реставрации свёрл, точильных камней. Даже картеры моторов, головки и рубашки блоков цилиндров на автомашинах и танках удавалось успешно чинить с помощью этого удивительного клея, который склеивал всё: металлы, пластмассы, эбонит, мрамор, фарфор, стекло.

В общую борьбу народа за организацию отпора фашистским агрессорам, перестройку хозяйственной, политической и духовной жизни на военный лад для разгрома врага свой вклад внесла и интеллигенция Дагестана. Инженерно-технические работники промышленных предприятий, транспорта напряженно трудились над увеличением производственных мощностей, разработкой и освоением новых технологий, способствовавших росту выпуска военной продукции.

Учителя, врачи, агрономы, инженеры и другие специалисты народного хозяйства республики не только заменяли своих товарищей, ушедших на фронт, но и проводили большую общественную работу. Военная обстановка сказалась на условиях работы интеллигенции. Численность ее значительно уменьшилась, За первые два года войны из Дагестана на фронт ушло более 3,5 тыс. учителей, много специалистов народного хозяйства. Нехватку квалифицированных специалистов испытывали медицинские учреждения. Значительную часть врачей приходилось использовать в эвакогоспиталях, а большинство выпускников мединститута уходили на фронт или направлялись в другие районы страны.

Несомненно, что применение описанного выше материала на уроках не только обогатит учащихся полезной информацией, повысит их интерес к изучению химии, но и будет способствовать патриотическому воспитанию, духовному развитию личностных качеств подрастающего поколения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54