Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.12.2019 10:24 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 27.11.2019 г.

Профессиональное становление студентов колледжа и сопровождение их личностного роста

Автор: Х.К. Кадиева
преподаватель ГПОБУ РД «КМиС»

Бесспорно, на сегодняшний день главным государственным ресурсом является система образования, которая обеспечивает не только кадровый, но и социальный потенциал конкурентоспособного региона. По этой причине в системе профессионального образования усиленную подготовку необходимо направить на формирование компетентных специалистов, которые смогут конкурировать на рынке труда. Чтобы занять выгодную позицию на рынке труда, важно в период обучения в колледже (кроме качественной профессиональной подготовки) овладеть и социальными компетенциями. Однако стоит заметить, что процесс профессионального становления сложен сам по себе, но главное он неотделим от процесса формирования личности и развития человека при непосредственном переходе от подросткового возраста к периоду юношества. Наши студенты не всегда способны самостоятельно справиться с возникающими сложностями и проблемами, когда попадают в незнакомую социальную ситуацию.

Проведение опроса наших студентов, беседы с их родителями и преподавателями колледжа позволили выделить ряд типичных проблем, негативно влияющих на процесс профессионального и личностного развития студентов. Как правило, эти проблемы связаны с процессом обучения и с внутренними личностными переживаниями. Прежде всего, это недостаточный уровень развития общеучебных навыков и умений, речевой культуры, что создает существенные трудности в профессиональном и личностном самоопределении молодого поколения. Такой вывод подтверждается тем, что нередко во время занятий студенты испытывают трудности при составлении конспектов, возникают затруднения в умении анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать собственные устные высказывания и логически выстраивать свой рассказ.

Возникают сложности в период адаптации студентов к условиям обучения в колледже: незнакомые преподаватели и однокурсники, сменившиеся условия обучения, новые дисциплины и модули для изучения, – всё это нередко усугубляет психологическую неуверенность в себе у некоторых студентов. Как следствие – трудности в межличностном общении и построении добропорядочных взаимоотношений. Периодически возникают конфликты в учебной группе. Нередко повышенную тревожность и эмоциональную неуравновешенность вызывают стрессовые ситуации, связанные со сдачей зачетов, экзаменов, с возникающими семейными проблемами: конфликты между родителями, сложные жизненные ситуации в семье (болезни, трагедии и другое).Такие проблемы могут быть текущими и перманентными, но их решение связано с преодолением трудностей, с поиском верного пути и требует от молодого человека моральных сил и духовной стабильности.

Более сложными проблемами являются трудности перманентные. Чаще всего они связаны с профессиональным становлением, со становлением индивидуальности и развитием личности каждого студента – формируется психологическая готовность к саморазвитию, саморегуляции, самоопределению и самоактуализации в процессе жизни и профессиональной деятельности. Затяжные неразрешенные проблемы, с которыми сталкивается студент на протяжении длительного времени, влияют на его психоэмоциональное состояние, на эффективность обучения, на отношение к себе, к будущей профессии и на его личностное развитие.

Подобные трудности и определяют необходимость и значимость психологического и социального сопровождения студента в период его профессионального и личностного становления. Под социально-психологическим сопровождением следует понимать системную организованную работу, которую выполняют социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, преподаватели колледжа, представители студенческого самоуправления (студенческий совет). Необходимо отметить, что социально-психологическое сопровождение студента в трудной жизненной ситуации не подменяет организованную систему учебно-воспитательной работы в колледже, а тесным образом взаимодействует по многим направлениям организации внеурочной деятельности.

Социально-психологическое сопровождение реализуется в колледже в несколько этапов: профориентация, адаптация, социализация, профессионализация. На этапе профориентации выявляются интересы абитуриентов к избранной профессии (специальности), а в процессе обучения в колледже начинают проявляться творческие и профессиональные способности, появляются новые увлечения и склонности к занятиям в выбранном направлении из широкого спектра предложений колледжа. На данном этапе проводятся:

• анкетирование абитуриентов;

• беседы с родителями;

• первичное ознакомление со структурой колледжа, спецификой обучения;

• встречи со студентами, преподавателями, социально-психологической службой.

В адаптационный период (первый год обучения) осуществляется оптимизация процесса жизнестойкости студентов в новых условиях при овладении профессией. Особое внимание уделяется созданию здорового психологического микроклимата и сплоченности студенческих групп. Главной заботой преподавателей становится развитие готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации первокурсников, а также профилактика дезадаптации в студенческой среде. Чаще всего в адаптационный период проводятся содержательные диагностические исследования мотивации студентов, определение общего уровня воспитанности и толерантности, проводится ежемесячный мониторинг успеваемости в группах.

Следующий этап – это социализация, предполагающая определение индивидуальной образовательной траектории, а также сформированность социально-психологической готовности к самореализации, саморазвитию и самоопределению студентов в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. На данном этапе работа по социально-психологическому сопровождению студентов группы включает следующие направления:

• тренинг личностного роста, развитие навыков эффективного личностного и делового общения;

• диагностика профессионально значимых качеств и уровня профессиональной идентичности студентов.

Этап профессионализации является заключающим, когда выпускные группы ставят перед собой задачу построения и реализации личностно-профессиональных целей и перспектив. Содержание социально-психологического сопровождения на данном этапе предусматривает:

• диагностику готовности и уровня адаптации выпускников к профессиональной деятельности;

• проведение тематических классных часов по вопросам трудоустройства с освещением правовых, психологических и этических аспектов.

Независимо от всех этапов социально-педагогического сопровождения общими являются следующие направления работы:

• мониторинг показателей личностного роста;

• работа по профилактике социально-негативных проявлений в молодежной среде. Стоит отметить работу нашего Совета профилактики и волонтерских объединений колледжа, работающих в направлении по предупреждению суицидального поведения и употребления психоактивных веществ и т.д.

Важно, что на всех этапах обучения главным принципом сопровождения является принцип системности, подразумевающий организованную и согласованную работу педагогического коллектива по достижению единой цели – подготовки современного высококвалифицированного специалиста.

Результатом системной реализации данного поэтапного сопровождения является готовность выпускника колледжа к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, к быстрому реагированию на различные изменения, происходящие в обществе. Все это поможет будущему специалисту выгодно позиционировать себя как профессионала на рынке труда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25