Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

06.09.2018 17:08 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 23.08.2018 г.

Образование и развитие: от задач к результатам

Автор: Беседовала К. Булатова

Интервью с заместителем Председателя Правительства РД – министром образования и науки РД Уммупазиль Омаровой

– Уммупазиль Авадзиевна, чуть более полугода Вы возглавляете одно из самых сложных ведомств республики. Какие изменения происходят сегодня в сфере образования Дагестана?

– В республике идет процесс совершенствования образовательной системы, ориентированной на реализацию основных положений Федерального закона «Об образовании в РФ», «майских указов» Президента Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и приоритетных проектов развития республики.

Деятельность министерства образования направлена, прежде всего, на развитие единого образовательного пространства и создание условий для общедоступного качественного образования, ориентированного на потребности экономики региона.

Говоря о развитии системы и ее направлениях, не могу не сказать о накопившихся проблемах в сфере образования. Их действительно очень много. И каждый день мы пытаемся их решать. Насколько правильно и эффективно, конечно, покажет время.

Очень пристальное и большое внимание развитию образования уделяет Глава республики. При такой поддержке и таком понимании со стороны руководства республики, думаю, нас ждут значительные преобразования.

Дагестан – один из самых молодых регионов страны. Около 60 % населения республики составляет молодёжь в возрасте до 30 лет, а каждый 10-й житель Дагестана – ребенок в возрасте до 7 лет. И здесь важно понимать, что от уровня образования нашей молодежи напрямую зависит будущее республики.

– Многие образовательные учреждения республики переполнены. Не уменьшаются очереди в детские сады, да и некоторые школы работают пока еще в три смены. Как решаются эти проблемы?

– Ежегодно в республике рождается более 50 тысяч детей. Более 340 тысяч детей у нас дошкольного возраста. Нам не хватает детских садов. Те, что есть, перегружены. Ситуация осложняется внутренней миграцией населения.

Всего в Дагестане функционируют 817 детских садов, где дошкольным образованием охвачены более 100 тысяч детей. Из общего количества детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах обеспечены более 82 %. В этом году планируется ввод 18 новых дошкольных образовательных организаций на 1600 мест. Хорошим подспорьем в решении этой проблемы являются такие проекты как «Билдинг-сад», открытие частных и частно-государственных детских дошкольных учреждений.

Решить проблему с нехваткой мест нам предстоит и в сфере общего образования. У нас 26 школ функционировали в три смены. За счет открытия новых школ их количество постепенно сокращается. До 2019 года нам нужно ликвидировать трехсменный режим обучения и перейти на односменный режим. Помимо того, остро стоит проблема с ветхими (131) и аварийными (133) школами.

Это очень серьезные вопросы, но они решаются, решаются обдуманно и планомерно. В этом году к началу нового учебного года откроются шесть школ по программам «Школа – 2025» и «Развитие СКФО», еще семь школ откроются из числа долгостроев по программе «Развитие образования». Планируется ввод 18 школ на 5834 ученических места по другим программам.

о Проекте «100 школ»

– Для улучшения материально-технической базы школ в республике реализуется проект «100 школ». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

– Качество образовательного процесса в школах определяется совокупностью таких показателей, как формы и методы обучения, кадровый состав и, что не менее важно, материально-техническая база учреждений.

У нас около 400 тысяч детей обучаются в 1461 школе, из которых 264 находятся в аварийном и ветхом состоянии. Более 500 школ нуждаются в проведении капитального ремонта.

Для решения задачи по улучшению материального состояния общеобразовательных организаций, а также сокращения количества школ, размещенных в ветхих и аварийных зданиях, по поручению врио Главы Республики Дагестан В. Васильева реализуется проект "100 школ".

Создана межведомственная рабочая группа, запущен специальный сайт, на котором разместили обращение к меценатам о поддержке данного проекта.

Указанный проект регламентирует порядок предоставления субсидий и порядок проведения конкурсного отбора проектов муниципальных образований в 2018 году.

Из республиканского бюджета предусмотрено выделение каждой школе средств в объеме 2 млн. рублей, с частичным софинансированием (не мене 5% от общих затрат) из бюджета муниципального образования.

Однако, для полномасштабной реализации проекта этого недостаточно. Требуется привлечение дополнительных средств (не менее 15% от общей стоимости) за счет безвозмездных поступлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – меценатов.

Предоставление субсидии муниципальным образованиям позволит улучшить состояние материально-технической базы инфраструктуры общего образования, а также сократить количество общеобразовательных организаций, размещенных в ветхих зданиях.

На сегодняшний день проект завершен. Отобрано 117 школ, которым будет оказана финансовая поддержка. Особо хочу поблагодарить наших меценатов, за счет которых удалось привлечь порядка 81 миллиона рублей.

ЕГЭ, медалисты и одаренные дети

– Период ЕГЭ – один из самых беспокойных периодов как для выпускников, так и для педагогов и родителей. Как прошла государственная итоговая аттестация в этом году?

– Проведение ЕГЭ в соответствии с установленными требованиями, без нарушений, имеет важное значение как для повышения качества знаний обучающихся, так и для развития системы образования Дагестана и создания положительного имиджа республики. Общее количество участников ЕГЭ в 2018 году составило 14165 человек, из которых 12665 – выпускники текущего года.

В последние годы мы видим позитивные изменения – увеличение среднего балла по предметам, рост числа высокобалльников и стобалльников, уменьшение количества детей, не сумевших сдать экзамены. Хочу отметить, что ЕГЭ аттестует не только школьников, но в известном смысле характеризует и работу педагога.

Очень важен для нас анализ результатов ЕГЭ. Он помогает определить пробелы в знаниях наших школьников, найти «слабые стороны» в процессе обучения, выявляет недостаточно квалифицированных педагогов. На основе этого анализа мы будем выстраивать нашу дальнейшую работу по повышению качества общего образования.

Имеющийся уже в республике опыт проведения ЕГЭ позволил и в этом году организовать и провести государственную итоговую аттестацию объективно, без технических сбоев и в полном соответствии с поставленными задачами.

– Есть ли среди выпускников этого года те, кто получил 100 баллов?

– 19 наших выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, и о каждом из них мы будем рассказывать.

Хочу отметить, что дети, которые получили высокие баллы – это очень одаренные и талантливые дети. В последнее время мы открываем для себя просто выдающихся учащихся – трое наших школьников в этом году стали призерами Всероссийской олимпиады школьников, школьница из г. Буйнакска Фатима Микаилова стала победительницей суперфинала Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». И это далеко не все! У нас очень много талантливых детей, которых мы не видим, и о которых мы не знаем. У них нет нашей поддержки, и мы будем над этим работать.

– В своих выступлениях Вы несколько раз затрагивали вопрос о медалистах…

– Показателями уровня развития системы образования являются не только результаты ЕГЭ, международных и национальных исследований качества образования, но и количество выпускников, получивших медаль «За особые успехи в учении».

Особое внимание Минобрнауки РД, с учетом выявленных нарушений при выдаче медалей «За особые успехи в учении» в 2017 году, уделено объективности их выдачи, как одного из составляющего оценки результата учебы выпускников школ.

Настораживает ситуация роста количества претендентов на медаль за последние годы. Мы столкнулись с тем, что значение медали – как отражения заслуг ученика в обучении – нивелируется, а допускать этого нельзя. Эта награда – традиционная для российской школы.

С целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений Порядка выдачи медалей «За особые успехи в учении», министерством была проведена диагностика выпускников текущего года, претендующих на медаль.

Статистический анализ результатов диагностических работ показал, что только 32,9 % выпускников, претендующих на медаль, показали высокие результаты, то есть получили отметку «5» по предмету «Математика» (базового уровня) или набрали 70 баллов и более по предмету «Русский язык». По итогам мониторинга количество претендентов на медаль сократилось с 1750 до 1087, на 38 %. Данная картина вызывает много вопросов по уровню и качеству подготовки, как претендентов на получение медали «За особые успехи в учении», так и выпускников в целом.

Мы считаем, что такая ситуация сложилась по причине отсутствия контроля за качеством обучения со стороны руководителей образовательных организаций, руководителей органов управлений образования.

Эта работа будет продолжена, также будет проведен мониторинг выпускников-медалистов 2018 года, не преодолевших минимальный порог, как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору. В случае присуждения медалей выпускникам, в последующем показавших низкий уровень сдачи ЕГЭ, информация по каждому факту будет передана для проверки и принятия мер реагирования в Управление Администрации Главы и Правительства РД по вопросам противодействия коррупции и в прокуратуру республики. Если выявятся нарушения, министерство будет настаивать на кардинальных мерах, вплоть до увольнений.

Еще раз об учебниках

– Проблема нехватки учебников в школах вызвала широкий резонанс в обществе. Какие меры приняты для решения этого вопроса?

– Обеспеченность учащихся образовательных организаций учебной литературой является неотъемлемой частью образовательного процесса и влияет на качество обучения и подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. У нас огромный дефицит учебников, и эту задачу мы должны решить как можно скорее. Для этого разработана «Дорожная карта», которая состоит из трех этапов.

Первоочередной задачей является ликвидация дефицита учебников в образовательных организациях Республики Дагестан для начальных классов, так как подготовка в начальной школе закладывает фундамент образования учащихся, и без наглядных материалов работа с учащимися невозможна.

В 8-х классах должна произойти замена учебников в связи с введением обучения по ФГОС. Согласно проведенному анализу, острый дефицит учебников наблюдается по предметному направлению «Физика» в 9-х классах (89 %), в 11-х классах обеспеченность учебниками составляет 11 %, и у нас абсолютный дефицит по предметному направлению «Астрономия» (полное отсутствие учебников в образовательных организациях РД). В связи с этим на первом этапе предлагается закупить учебники по всем предметным направлениям для начальных классов и по всем предметным направлениям для восьмых классов.

Второй этап предполагает ликвидацию дефицита по предметным направлениям, где данный показатель превышает 80 % (то есть обеспеченность учебниками составляет менее 20 %), а также обеспечение учащихся учебниками по английскому языку, в связи с введением данной дисциплины как обязательной при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. На этом этапе предлагаем закупить учебники для девятых классов по предметным направлениям «Информатика» и «Биология», для 11 классов по предметным направлениям «Биология» и «Информатика» и для всех классов по предметному направлению «Английский язык».

Наконец, третий этап предполагает окончательную ликвидацию дефицита по остальным предметным направлениям и классам.

Для организации эффективной деятельности по обеспеченности учебниками образовательных организаций необходимо систематизировать работу путем создания единого информационного ресурса, который предполагает наличие для каждого МО личного кабинета для внесения данных по необходимым параметрам (количество учебников по классам, с указанием авторов книг; количество обучающихся по классам; заявки на приобретение учебников).

Зарплата и качество обучения

– Расскажите, пожалуйста, какова ситуация с оплатой педагогического труда?

– Росстат отмечает рост зарплат педагогов в последние несколько лет. Действительно, зарплата немного выросла, однако главным образом за счёт увеличения нагрузки. Согласно данным Народного фронта, средний учитель выполняет в неделю 28 уроков – то есть более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. В законе прописано, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране. Не менее полутора средних зарплат по региону и по стране педагог должен получать в колледже или техникуме, а в вузе – не менее двух средних заработных плат по стране и региону.

Мы получаем очень много жалоб от наших учителей о нарушениях в системе стимулирующих выплат, об их сокращении и несвоевременном распределении. Будем досконально разбираться в этих вопросах. Буквально на днях, совместно с представителями министерств и ведомств, мы обсуждали вопрос о повышении базовой части зарплаты педагога на 10 %. Но все это надо детально проработать, прежде всего, совместно с министерством финансов.

Поддержка учителей, их морального и материального статуса — в центре нашего внимания! Я стараюсь как можно чаще встречаться с педагогическим сообществом, с учителями школ, преподавателями ссузов и вузов. Для меня очень важна такая обратная связь.

– Соответствует ли качество подготовки педагогов современным требованиям?

– Система профессионального роста педагогических работников нуждается в модернизации. Результаты ЕГЭ говорят о качестве обучения в системе общего образования. Министерством проводится работа с педагогами, показавшими низкие результаты ГИА, чтобы в дальнейшем обеспечить повышение среднего балла ЕГЭ по всем учебным предметам.

Дагестанским институтом развития образования совместно с Региональным учебно-методическим объединением и Ассоциацией педагогов Республики Дагестан, созданными в 2017 году, осуществляются выездные мероприятия в муниципалитеты для оказания методической помощи.

В целях обновления компетенций педагогических кадров общего образования, создания механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию, в 2018 году нашим министерством совместно с Дагестанским институтом развития образования и Ассоциацией педагогов республики пересматриваются формы проведения курсов повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, с учетом федеральной нормативно-правовой базы. Планируется переход на разработку персонифицированных программ для учителей, показавших низкие результаты обучения.

Для повышения качества образования необходимо учитывать многие факторы, например, материально-техническую составляющую образовательных организаций. Если в республике не будет образования должного уровня, то она не станет экономически процветающей республикой, не будет развиваться опережающими темпами.

Наша задача – вырастить образованную, современную, воспитанную, передовую молодежь! Это приоритетный проект для республики.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19