Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.03.2018 13:55 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 28.03.2018 г.

Для неё мелочей не бывает

Автор: В. Львова
писатель, организатор Международного литературного конкурса «Проза – детям»

Разговоры об утрате грамотности ведутся давно. Особенно по этому поводу озабочены преподаватели русского языка. Об этом и другом я решила поговорить с учителем русского языка и литературы гимназии № 1 Фаридой Магомедзагировной Юсуповой.

Дело в том, что с Фаридой Юсуповой я познакомилась в начале сентября прошлого года на книжной ярмарке «Тарки-Тау». На второй день ярмарки я, как председатель Союза детских писателей России, проводила конкурс чтецов. На это литературное состязание Фарида Магомедзагировна и привела своих пятиклассников. После той встречи Фарида Магомедзагировна постоянно приглашает меня на все школьные и внешкольные мероприятия. С каждой встречей я всё больше начинала уважать эту красивую, стройную, мудрую и терпеливую учительницу.

Фарида Магомедзагировна вникает во всё, для неё мелочей в воспитании не бывает. Она искренне любит своих учеников и очень хочет научить их всему тому, во что верит и любит сама. На днях в Центральной детской библиотеке состоялось награждение её пятиклассников грамотами и медалями за любовь к литературе, а медалью «Мудрая сова» за вклад в дело просвещения была награждена сама Фарида Юсупова.

После поздравлений я задала ей несколько вопросов.

– Фарида Магомедзагировна, только ли чтение классических произведений способствует повышению грамотности?

– Не обязательно. В последние года издаются хорошие произведения разных авторов, но чаще с орфографическими и синтаксическими ошибками. И мне нравится, когда мой ученик находит их и подходит ко мне для уточнения. Я обычно таким литературным критикам советую обращаться к словарям. Надо проверять себя по словарям: все они есть и в электронном виде.

– Многие сегодня задаются вопросом: «Интернет и книга сегодня противники или союзники?»

– На этот вопрос очень ёмко ответил Владимир Толстой: «Чтобы Интернет и книга не были противниками, надо искать какие-то пути. Привить любовь к чтению – все равно что научить человека быть счастливым». На мой, учительский, взгляд эти пути рекомендованы в Указе Владимира Путина «Десятилетие детства»: создание в школах детских творческих коллективов, студий, клубов… Выявление и поддержка одарённых детей путём проведения творческих мероприятий, оказание поддержки на издание значимой литературы, содержащей произведения о детстве… Хочу через газету выразить лично Вам, Вера Ивановна, огромную благодарность за Ваш просветительский вклад, тому, что благодаря литературному конкурсу «Проза-детям», проводимому Вами, мои ученики открывают для себя новые имена дагестанских писателей, таких как Али Омаров, Ильяс Гусейнов, Магомед Шамхалов, Дени Эмиров, Сугури Увайсов… Культура народов России с советских времён на многие годы выпала из поля зрения в большой многонациональной стране. Это неправильно и страшно. К тому же я еще и преподаю культуру и литературу Дагестана. Мне хочется, чтобы во всём мире читали не только произведения великих поэтов, таких как Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов, которые стали достоянием мира, найдя своих переводчиков в русской литературе. Я думаю, что развитию многонациональной российской литературы помогают именно такие подвижники, как вы – Вера Львова. А если мои ученики будут знать русский язык так же хорошо, как знали его те переводчики, которые переводили произведения Расула Гамзатова, Фазу Алиевой, Сулеймана Стальского и других знаменитых дагестанских поэтов и писателей – это означает, что мой труд будет не напрасен.

– Для людей западной культуры, к примеру, семья играет гораздо меньшую роль, чем для россиян или жителей Азии. В Америке, например, семья – это родители и дети, а остальные родственники, в том числе бабушки и дедушки в состав семьи не входят. Они входят в группу «расширенная семья». На Западе, как правило, дети становятся «отрезанными ломтями» по достижении совершеннолетия, а внуки – это что-то и где-то... Многие аналитики, в том числе и западные, считают, что россияне должны беречь свою приверженность к семейным ценностям. Это делает их не только счастливыми, но и уважаемыми. Как Вы считаете, что нужно ребенку, чтобы развиваться полноценно и воспринимать свою жизнь как счастливую?

– Дети легко считывают восприятие родителей. Если родители верят, что живут «хорошо», это ощущение передастся ребенку. Что значит «жить хорошо»?! Каковы условия такой жизни? Когда мы спокойны и счастливы, нам легко понимать и принимать своих детей – любыми.

Часто бывает иначе: наше впечатление о ребенке искажают наши неосознанные ожидания и неудовлетворенные потребности. Свой дефицит чего бы то ни было мы переносим на детей. Многие родители начинают навязывать своим детям те профессии, о которых мечтали сами...

Есть второй вариант воспитания. Когда родители видят в своих детях «недостатки» и «несовершенства», они тем самым мешают ребенку развиваться в собственном ритме. Как научиться смотреть на ребенка открыто и непредвзято? В каждой ситуации, прежде чем начать искать ответ на вопрос «Как дела у него?», стоит спросить себя: «Как сейчас дела у меня?» Наши чувства, наше настроение, наши мысли – единственный путь в собственный мир со всеми его значимыми отношениями. Отвергать «неподходящие» чувства или мысли, не обращать внимания на свое настроение – это значит не видеть реальности. Чем точнее мы понимаем себя (а для этого нужно обратить на себя доброжелательное, дружеское внимание и привыкнуть заниматься собой), тем увереннее заботимся о себе и постепенно переключаем такое правильное внимание на своего ребенка. Чтобы жить хорошо, нам необходимо чувствовать себя защищенными, укорененными в мире. Когда этого не происходит, мы невольно направляем жизненные силы и ресурсы на то, чтобы эти условия создать. Мы учимся принимать то, что есть, и идем на компромиссы потому, что хотим жить дальше. Это же происходит и в отношениях с детьми. Чем лучше мы знаем и понимаем своего ребенка, его характер, физиологию, динамику эмоций, его пристрастия и способности, тем понятнее нам, как вести себя с ним в той или иной ситуации. Чем больше опыта в воспитании детей, тем авторитетнее суждения.

...Мы нуждаемся в том, чтобы переживать полноту чувств, впечатлений, наполняющих нас силами и желаниями; любить жизнь, какой бы она ни была… Именно это и делает человека счастливым.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51