Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.03.2018 11:03 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 14.03.2018 г.

Как нам воспитать гражданина?

Автор: Э. Эмиров

В Махачкалинском центре повышения квалификации состоялось заседание круглого стола на тему «Формирование исторического сознания школьников и студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений республики».

В своем вступительном слове Председатель Совета Центра, д.э.н. Магомед Абакаров отметил актуальность повестки дня заседания в свете информационных вызовов, которые стоят перед нашим обществом. Он подчеркнул: «Сегодня никого не надо убеждать, что разрушение исторического самосознания может вызывать самые губительные последствия для общества. В стране и республике прошли и продолжают проходить мероприятия, посвященные теме «1917–2017: уроки столетия». На них обсуждается прошлое и намечаются пути адекватного восприятия отечественной истории и культуры слушателями средних и высших учебных заведений. Мы должны использовать такие формы работы, которые помогут молодым людям почувствовать свою причастность к истории Отечества. В качестве положительного примера можно привести исследования студентами и старшеклассниками собственной семейной истории, например, конкурс «Моя семья в Великой Отечественной войне». В этом отношении интересен опыт школы № 3 г. Каспийска и учителя З.М. Абулпазлуевой. Проблема в изучении истории начинается не в вузе, а в школе, когда старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, не получают много важной информации по этому предмету». Он пожелал участникам круглого стола успехов в работе, выразил надежду, что в рекомендациях круглого стола найдут свое отражение пути, элементы и стратегии взаимодействия всех участников образовательного процесса, которые позволят повысить качество школьного и вузовского исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи.

В ходе обсуждения заявленной темы приняли участие д.и.н., профессор С. Мусаева, д.и.н., профессор А. Омаров, профессор Н. Гарунова, к.искуств. н. Р. Гаджиханова, к.ф-м.н. С. Ниналалов, известный общественный деятель Х. Доного и мн. др. Они отметили, что современная наука в целом отказалась от односторонних представлений об истории общества как о предначертанной смене производственных отношений, оп-ределяющих общественное развитие. К примеру, профессор С. Мусаева считает важным возвращение в историческую науку влияния традиционных национальных ценностей, без учёта своеобразия которых история оказывается безликим сводом событий, подвёрстанных под схемы стандартно толкуемых обстоятельств. На взгляд Х. Доного, нам сегодня нужен плюрализм мнений, без навязывания каких-либо идеологических стереотипов. По мнению Н. Гаруновой, эффективным способом противодействия фальсификации истории является широкое внедрение в научный оборот новых документов, в том числе рассекреченных, по истории нашей страны, нашей республики. Профессор А. Омаров отметил необходимость повышения статуса истории в системе гуманитарных наук, привлечения внимания общества и власти к проблемам ее преподавания. С сожалением участники круглого стола констатировали незаинтересованность вчерашних дагестанских школьников в изучении истории, отсутствие надлежащего уровня подготовки у абитуриентов, приходящих из современных школ. Отмечалось, что в непрофильных вузах гуманитарным дисциплинам вообще не уделяется достаточное внимание. К сожалению, в преподавании исторических наук отсутствует единый методологический подход. Это распространяется как на школы, так и на вузы. Все участники обсуждения были едины во мнении, что наши образовательные учреждения, профильные министерства и ведомства должны быть нацелены на формирование национального самосознания и воспитание у молодежи уважения к истории, святыням и традициям нашей страны и родного края. По результатам заседания круглого стола были обозначены основные цели, пути взаимодействия всех участников образовательного процесса. В них, в частности, предлагалось обновить содержание школьного исторического образования с учетом вариативных учебно-методических комплексов, организовать эффективную работу по патриотическому воспитанию молодежи в поликультурном образовательном пространстве, совершенствовать методические подходы в преподавании истории Дагестана, развивать отрицательное отношение к идеологии терроризма и экстремизма и др. Рекомендовано создать при Министерстве образования и науки РД Экспертный совет по вопросам преподавания истории в школе и вузах с привлечением профессоров вузов и учёных-историков ДНЦ РАН, а также имеющих опыт методистов, представителей духовных учебных заведений и крупных библиотек с целью разработки рекомендаций стратегического характера в изучении фундаментальных вопросов преподавания истории в современной школе. Предложено профильному комитету НС РД обсудить на своем заседании вопрос о формах содействия исторической грамотности у населения и мн. др.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1